Поверти-Пойнт: не город, а священное место встреч древних общин



На возвышенности Мейкон-Ридж в северной Луизиане, неподалеку от поймы реки Миссисипи, расположен археологический комплекс Поверти-Пойнт. Его ландшафт формируют шесть огромных С-образных земляных валов, некоторые части которых пострадали от хозяйственной деятельности прошлых столетий и современности. Например, к югу от кургана Е до сих пор видны следы сельскохозяйственных работ. Многочисленные низины вокруг комплекса, как предполагают ученые, служили карьерами для добычи почвы, необходимой для строительства этих впечатляющих сооружений.

Около 3500 лет назад здесь, на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, общины охотников-собирателей начали возводить исполинские земляные сооружения. Тристрам «Т. Р.» Киддер, профессор антропологии из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, описывает масштабы этих работ так: «По самым скромным подсчетам, они переместили около 140 000 самосвалов земли – и все это без использования лошадей или колес. Это был невероятно тяжелый труд. Главный вопрос: зачем? Какова была их мотивация?»

Профессор Киддер и его команда из факультета искусств и наук Вашингтонского университета в Сент-Луисе вернулись в Поверти-Пойнт и несколько близлежащих мест, чтобы получить новые радиоуглеродные даты и переоценить археологические данные. Их недавние исследования приводят к новым гипотезам, отличающимся от давно устоявшихся трактовок функционирования этих древних общин.

Результаты работы были подробно изложены профессором Киддером в двух новых статьях, опубликованных в журнале Southeastern Archaeology. Соавторами стали аспирантка Оливия Баумгартель и Сет Грумс, получивший докторскую степень в Вашингтонском университете в 2023 году и ныне работающий в Аппалачском государственном университете.

Поверти-Пойнт широко известен своими массивными курганами, которые легко различимы и сегодня. Однако меньшие артефакты, найденные на этом месте, также повествуют необыкновенную историю. Археологи обнаружили тысячи обожженных глиняных шаров для приготовления пищи и материалы, привезенные из отдаленных регионов: кварцевые кристаллы из Арканзаса, мыльный камень из района Атланты и медные украшения, происходящие из региона Великих озер. «Эти люди занимались торговлей и путешествовали на большие расстояния», – отмечает Киддер.

На протяжении многих лет ученые полагали, что строительство Поверти-Пойнт требовало строго организованного, иерархического общества, работающего на протяжении нескольких поколений. Поскольку более поздний проект Кахокия-Маундс (на территории современного Иллинойса) был создан под руководством вождя, исследователи предполагали аналогичную структуру и в Поверти-Пойнт. Однако, как указывает Киддер, самое простое объяснение не всегда является верным.

В своей недавней публикации Киддер и Грумс предлагают иной взгляд на Поверти-Пойнт. Они предполагают, что это было не постоянное поселение, управляемое лидерами, командующими рабочими, а большое место для встреч, где люди со всего юго-востока и среднего запада периодически собирались для торговли, празднований, сотрудничества и участия в совместных ритуалах.

Эти идеи развивают теории, которые Киддер и его аспиранты разрабатывали годами. Основываясь на имеющихся данных, они представляют себе сообщество, объединенное общей целью. Как объясняет Баумгартель, «мы считаем, что эти люди были эгалитарными охотниками-собирателями, а не подданными какого-либо могущественного вождества».

Киддер добавляет, что земляные сооружения, по-видимому, не воздвигались в честь элиты. Он полагает, что курганы представляют собой результат совместных усилий, предпринятых на протяжении нескольких лет, когда люди стремились повлиять на мир, полный неопределенности. «Когда эти земляные сооружения строились, юго-восток был подвержен суровым погодным условиям и масштабным наводнениям, – рассказывает он. – Мы полагаем, что жители Поверти-Пойнт строили курганы, совершали ритуалы и оставляли ценные предметы в качестве жертвы и духовного подношения».

Киддер и Грумс подчеркивают, что археологи так и не обнаружили в Поверти-Пойнт ни захоронений, ни свидетельств существования долгосрочных жилищ. «Мы ожидали бы увидеть эти вещи, если бы это была постоянная деревня, – говорит Киддер. – Старая парадигма, согласно которой люди непрерывно жили в Поверти-Пойнт на протяжении столетий, рушится, и нам нужна новая концепция».

Хотя духовные намерения не оставляют таких физических следов, как керамика или инструменты, у Киддера и Грумса есть веские основания полагать, что это место имело глубокое религиозное значение. «Я много лет общался с людьми индейского происхождения», – делится Киддер, отмечая, что Грумс сам является членом племени ламби из Северной Каролины.

Эти беседы укрепили идею о том, что люди, собиравшиеся в Поверти-Пойнт, руководствовались священными мотивами, которые не соответствуют современным ожиданиям материальной выгоды. «Как археологи, мы должны быть открыты для различных видов мышления, – размышляет Киддер. – Западный взгляд предполагает, что они не стали бы преодолевать такое расстояние и выполнять такую работу, если бы не получали от этого экономическую выгоду. Мы считаем, что они чувствовали моральную ответственность за восстановление разорванной вселенной».

Поверти-Пойнт не был единственным крупным местом сбора в этой части континента. Исследователи из Вашингтонского университета также изучают Клейборн и Седарленд – два археологических объекта на западе Миссисипи, где когда-то находились сопоставимые коллекции артефактов. Оба места сильно пострадали от застройки и удаления предметов частными коллекционерами. «Печальный факт заключается в том, что в современной археологии ты почти всегда идешь по следам чьего-то бульдозера», – признается Киддер.

Чтобы избежать дальнейшего разрушения этих объектов, команда использовала радиоуглеродное датирование раковин моллюсков и костей оленей, которые были собраны около 50 лет назад. Результаты показали, что Седарленд был заселен примерно на 500 лет раньше Клейборна или Поверти-Пойнт, что указывает на его отличную временную шкалу. Как отметила Баумгартель: «Мы разделили эти объекты, дали им независимые истории и начали понимать, как артефакты со всего региона оказались здесь».

Тщательный подход продолжается и в Поверти-Пойнт. В мае и июне этого года Киддер и Баумгартель вновь открыли пробные шурфы, впервые раскопанные в 1970–х годах. Применяя современное радиоуглеродное датирование и передовые методы микроскопии, они стремятся раскрыть детали, недоступные для более ранних исследователей.

«Оливия и я провели много времени, перемещая крошечные объемы земли, и это было жарко и утомительно, – вспоминает Киддер. – Невероятно думать о том усилии, которое приложили люди Поверти-Пойнт для строительства этих земляных сооружений. Они продолжают вдохновлять меня».