
Мозазавры – огромные морские рептилии, обитавшие более 66 миллионов лет назад, – возможно, проводили время не только в океане. Новые данные, полученные при анализе зуба мозазавра, найденного в Северной Дакоте, показывают, что некоторые из этих хищников могли жить в реках. Предполагается, что зуб принадлежал особи длиной до 11 метров. Международная исследовательская группа под руководством ученых из Уппсальского университета пришла к выводу, что мозазавры адаптировались к пресноводным речным системам в последний миллион лет перед своим исчезновением.
Зуб обнаружили в 2022 году в речных отложениях Северной Дакоты. Его нашли рядом с зубом Tyrannosaurus rex и челюстной костью крокодила, в регионе, известном также благодаря находкам динозавра Edmontosaurus. Необычное сочетание сухопутных динозавров, речных крокодилов и гигантской морской рептилии сразу привлекло внимание. Возникает вопрос: если мозазавры были исключительно морскими животными, как зуб одного из них оказался в речных отложениях?
Чтобы разгадать эту загадку, ученые из США, Швеции и Нидерландов исследовали химический состав эмали зуба мозазавра, используя изотопный анализ.
Поскольку зуб мозазавра, зуб T. rex и челюстная кость крокодила датируются примерно одним и тем же временем – около 66 миллионов лет назад, – исследователи смогли напрямую сравнить их химический состав. Работу проводили в Vrije Universiteit в Амстердаме, сосредоточившись на изотопах кислорода, стронция и углерода. Зуб мозазавра содержал необычно высокий уровень более легкого изотопа кислорода (16O), что характерно для пресноводных, а не морских сред. Соотношения изотопов стронция также указывали на пресноводную среду обитания.
«Изотопы углерода в зубах обычно отражают рацион животного. Многие мозазавры имеют низкие значения 13C, поскольку они глубоко ныряют. Однако зуб мозазавра, найденный рядом с зубом T. rex, напротив, имеет более высокое значение 13C, чем у всех известных мозазавров, динозавров и крокодилов, что предполагает, что он не нырял глубоко и, возможно, иногда питался утонувшими динозаврами», – объясняет Мелани Дьюринг, одна из соавторов исследования.
«Изотопные «подписи» указывают на то, что этот мозазавр обитал в пресноводной речной среде. Изучая два дополнительных зуба мозазавра, найденные на соседних, немного более древних участках в Северной Дакоте, мы обнаружили схожие пресноводные характеристики. Этот анализ показывает, что мозазавры жили в речных средах в последний миллион лет перед вымиранием», – добавляет Дьюринг.
Полученные результаты также помогают объяснить, как стало возможным это изменение образа жизни. Со временем все больше пресной воды поступало во Western Interior Seaway – обширное внутреннее море, которое когда-то простиралось с севера на юг через нынешнюю центральную Северную Америку, разделяя континент надвое. По мере увеличения притока пресной воды это море постепенно менялось из соленого в солоноватое, а затем и почти полностью пресноводное, подобно условиям, наблюдаемым сегодня в Gulf of Bothnia. Исследователи предполагают, что этот процесс привел к образованию «галоклина» – слоя более легкой пресной воды над более плотной соленой. Изотопные данные подтверждают эту идею.
«Для сравнения с зубами мозазавров мы также измерили ископаемые останки других морских животных и обнаружили явное различие. Все жабернодышащие животные имели изотопные «подписи», связывающие их с солоноватой или соленой водой, тогда как все легочнодышащие животные таких «подписей» не имели. Это показывает, что мозазавры, которым необходимо было подниматься на поверхность, чтобы дышать, обитали в верхнем пресноводном слое, а не в нижнем, где вода была более соленой», – отмечает Пер Альберг, соавтор исследования и научный руководитель доктора Дьюринг.
Исследователи утверждают, что изученные зубы явно принадлежали мозазаврам, которые приспособились к этим новым условиям. Перемещение крупных хищников между различными средами обитания не является чем-то неслыханным в эволюционной истории.
«В отличие от сложной адаптации, необходимой для перехода из пресноводных в морские среды, обратная адаптация, как правило, проще», – говорит Дьюринг.
Современные животные демонстрируют схожую гибкость. Речные дельфины полностью живут в пресной воде, хотя их предки были морскими. Эстуарийный крокодил, известный в Австралии как гребнистый, регулярно перемещается между реками и открытым океаном, охотясь везде, где есть добыча.
Ископаемые останки мозазавров широко распространены в морских отложениях Северной Америки, Европы и Африки, датируемых 98–66 миллионами лет назад. В Северной Дакоте, напротив, такие находки крайне редки, что делает это открытие особенно поразительным. Размер зуба предполагает, что животное достигало 11 метров в длину – примерно с автобус. Ранние находки костей мозазавров на близлежащем участке подтверждают эту оценку. Зуб, вероятно, принадлежал мозазавру из подсемейства Prognathodontinae, хотя его точное родовое название установить невозможно. Близкие родственники из рода Prognathodon обладали массивными головами, мощными челюстями и крепкими зубами, и, как считается, были оппортунистическими хищниками, способными атаковать крупную добычу.
«Такой размер означает, что это животное могло соперничать с крупнейшими косатками, что делает его выдающимся хищником, которого можно было встретить в речных условиях, ранее не связывавшихся с такими гигантскими морскими рептилиями», – подытоживает Альберг.
Исследование проводили ученые из Уппсальского университета в сотрудничестве с Eastern West Virginia Community and Technical College, Moorefield, West Virginia, Vrije Universiteit Amsterdam и Геологической службой Северной Дакоты. Статья основана на главе докторской диссертации Мелани Дьюринг, которую она защитила в Уппсальском университете в ноябре 2024 года.