
Недавно опубликованное исследование, вышедшее 26 ноября 2025 года в открытом журнале PLOS One, предлагает новый взгляд на создание знаменитых каменных статуй моаи на Рапа-Нуи (острове Пасхи). Ученые, возглавляемые Карлом Филиппом Липо из Бингемтонского университета, Нью-Йорк, установили, что эти монументы были вырезаны множеством независимых групп, а не под централизованным контролем. Новая модель основного карьера опровергает давние представления, демонстрируя, как различные сообщества вносили свой вклад в создание знаковых фигур острова.
Рапа-Нуи широко известен благодаря сотням своих моаи – массивных каменных статуй, вырезанных полинезийскими поселенцами начиная с XIII века. Археологические данные неоднократно показывали, что на острове проживали многочисленные небольшие семейные группы, а не единая политическая система. Эти данные побудили исследователей выяснить, соответствовало ли создание моаи такой же децентрализованной структуре.
Для исследования ученые собрали более 11 000 фотографий Рано Рараку – главного карьера моаи. Из этих изображений была построена детальная 3D-реконструкция, запечатлевшая сотни моаи, находящихся на различных стадиях производства. Анализ модели позволил выявить 30 отдельных зон добычи, каждая из которых демонстрировала уникальные подходы к резьбе. Дополнительные улики указывают на то, что законченные или частично обработанные статуи перемещались из карьера по нескольким различным путям. В совокупности эти наблюдения говорят о том, что создание статуй отражало более широкую социальную организацию острова, при этом работы по резьбе осуществлялись независимо, а не под централизованным надзором.
Полученные данные ставят под сомнение устоявшееся мнение о том, что проекты такого масштаба обязательно требуют строгой иерархии или единой координирующей власти. Сходство между моаи, по всей видимости, объясняется обменом культурными знаниями, а не централизованной совместной работой. Новая модель карьера также представляет собой ценный набор данных, который может послужить основой для будущих исследований и управления культурным наследием на этом объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. Методы, использованные в этой работе, применимы и для изучения других археологических объектов.
Как объясняют авторы исследования: «Большая часть так называемой «тайны» Рапа-Нуи (острова Пасхи) проистекает из отсутствия открытых, подробных доказательств, которые позволили бы исследователям оценивать гипотезы и строить объяснения. Здесь мы представляем первую 3D-модель высокого разрешения карьера моаи в Рано Рараку, центрального места добычи почти 1000 статуй, предлагая новые идеи относительно организационных и производственных процессов этих гигантских мегалитических фигур».
Полевые работы для данного исследования были поддержаны грантом Национального научного фонда (Award #2218602). Учредители не участвовали в разработке дизайна исследования, сборе и анализе данных, принятии решений относительно публикации или подготовке рукописи.