Анализ марсианских пород указал на возможный биологический след

Марсоход Curiosity бурит скалу своим манипулятором на фоне каменистого пейзажа кратера Гейл на Марсе.

Новый научный анализ образцов, собранных марсоходом NASA Curiosity, заставляет ученых пересмотреть происхождение органических веществ на Красной планете. Исследование показало, что известные небиологические процессы не могут полностью объяснить количество органики, обнаруженной в марсианской породе. Органические соединения – это молекулы на основе углерода, служащие химическими «кирпичиками» для жизни в том виде, в каком мы ее знаем. Они могут создаваться как живыми организмами, так и в результате природных химических реакций.

Марсоход Curiosity, исследующий кратер Гейла с 2012 года, оснащен миниатюрной химической лабораторией. Она позволяет нагревать образцы пород и анализировать выделяемые газы. Именно с помощью этой бортовой установки ученые обнаружили несколько интригующих соединений в пробе, полученной путем бурения. В марте 2025 года исследователи сообщили, что идентифицировали следовые количества декана, ундекана и додекана – углеводородов, состоящих только из атомов углерода и водорода. Эти молекулы могут быть связаны с жирными кислотами, которые на Земле являются важными компонентами клеточных мембран, хотя и могут образовываться геологическим путем.

Порода, содержавшая эти соединения, представляет собой древний аргиллит – осадочную породу, которая формируется из мелкозернистых отложений, когда-то осевших в воде. Это говорит о том, что миллиарды лет назад в этом районе могли существовать озера. Инструменты Curiosity способны идентифицировать молекулы, но не могут напрямую определить способ их образования. Именно это ограничение побудило ученых провести дополнительное расследование, сосредоточившись на известных небиологических источниках органики, таких как доставка вещества метеоритами.

В своей статье, опубликованной в журнале Astrobiology, исследователи сообщили, что изученные ими небиологические механизмы не могут объяснить зафиксированную концентрацию органических соединений. На основе своего анализа они пришли к выводу, что вполне разумно рассматривать вероятность того, что в образовании этих молекул могли участвовать живые организмы. Это не является подтверждением существования жизни на Марсе, но указывает на то, что одних лишь абиотических объяснений может быть недостаточно для интерпретации полученных данных.

Чтобы лучше понять, сколько органического материала могло присутствовать в породе изначально, ученые попытались «отмотать время назад» примерно на 80 миллионов лет – предполагаемый срок, в течение которого порода подвергалась воздействию на поверхности. Марс лишен плотной атмосферы и глобального магнитного поля, как у Земли, поэтому его поверхность постоянно бомбардируется космической радиацией, разрушающей сложные молекулы. Смоделировав этот процесс, команда подсчитала, что первоначальное количество органики, вероятно, было намного больше, чем способны произвести типичные небиологические процессы.

Исследователи подчеркивают, что необходимы дальнейшие эксперименты, чтобы понять, как быстро органические молекулы распадаются в марсианских породах при марсианских условиях. Лабораторные исследования помогут уточнить эти оценки. Пока нет дополнительных данных, нельзя сделать однозначных выводов, однако уже сейчас ясно – химическая история, сохранившаяся в камнях Марса, может быть гораздо сложнее и интереснее, чем считалось ранее.