Ученые объяснили уникальный кризис среднего возраста в США

Пустынная улица американского пригорода в сумерках с одинокими качелями на переднем плане и светом в окне дома.

Американцы, рожденные в 1960–х и начале 1970–х годов, сообщают о более высоком уровне одиночества и депрессии по сравнению с предыдущими поколениями. У них также наблюдается ухудшение памяти и снижение физической силы. Эти тенденции выглядят необычно на фоне других развитых стран, особенно Северной Европы, где показатели здоровья и благополучия в среднем возрасте, наоборот, улучшились.

Чтобы понять, почему Соединенные Штаты так выделяются, психолог Фрэнк Дж. Инфурна из Университета штата Аризона и его коллеги проанализировали данные опросов из 17 стран. Их целью было объяснить, почему тенденции в состоянии здоровья американцев среднего возраста так резко отличаются от тех, что наблюдаются в других странах.

«Настоящий кризис среднего возраста в Америке – это не про выбор образа жизни или спортивные автомобили. Это про попытки совмещать работу, финансы, семью и здоровье на фоне ослабевающей социальной поддержки, – заявил Инфурна. – Данные ясно это показывают». Выводы исследования, опубликованные в журнале Current Directions in Psychological Science, указывают на конкретные направления для изменений как на личном, так и на общественном уровне.

Одним из главных факторов, отличающих США от Европы, является государственная поддержка семей. С начала 2000–х годов европейские страны постоянно увеличивали расходы на семейные пособия, в то время как в Соединенных Штатах они оставались практически без изменений. В США отсутствуют многие распространенные в Европе программы семейной политики, включая денежные выплаты семьям с детьми, поддержку дохода во время отпуска по уходу за ребенком и субсидируемый уход за детьми. Эти различия особенно важны в среднем возрасте – периоде, когда многие взрослые совмещают работу с воспитанием детей и поддержкой стареющих родителей. В странах с более сильной поддержкой семей люди среднего возраста сообщали о меньшем уровне одиночества. В США же одиночество неуклонно росло от поколения к поколению.

Доступность здравоохранения – еще одна важная часть головоломки. Хотя США тратят на здравоохранение больше, чем любая другая развитая страна, доступ к медицинской помощи часто более ограничен, а расходы для граждан выше. Авторы отмечают, что растущие личные траты создают дополнительное давление на семейные бюджеты, сокращают использование профилактической медицины и способствуют стрессу, тревоге и медицинским долгам.

Неравенство доходов также помогает объяснить увеличивающийся разрыв между США и их аналогами. С начала 2000-х годов неравенство в Соединенных Штатах возросло, в то время как в большинстве европейских стран оно стабилизировалось или сократилось. Исследование Инфурны показало, что большее неравенство связано с худшими показателями здоровья и более высоким уровнем одиночества среди людей среднего возраста.

Культурные особенности могут усугублять международные различия. Американцы чаще, чем жители других стран, переезжают и живут далеко от своих родственников. Эти привычки могут затруднять поддержание долгосрочных социальных связей и получение надежной поддержки. В то же время более поздние поколения американцев накопили меньше богатства и сталкиваются с большей финансовой нестабильностью, чем их предшественники, чему способствовали стагнация заработной платы и долгосрочные последствия рецессии 2008 года. Во многих европейских странах более сильные системы социальной защиты, по-видимому, помогли оградить людей среднего возраста от подобного ухудшения здоровья.

Одним из самых поразительных результатов стало открытие, касающееся когнитивного здоровья. Несмотря на рост уровня образования, у американцев среднего возраста наблюдалось снижение эпизодической памяти – закономерность, не отмеченная в большинстве сопоставимых стран. «Образование становится менее эффективной защитой от одиночества, ухудшения памяти и депрессивных симптомов», – отметил Инфурна. Исследователи предполагают, что хронический стресс, финансовая незащищенность и более высокие показатели факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний могут ослаблять когнитивные преимущества, которые когда-то давало образование.

Авторы подчеркивают, что ухудшение показателей в среднем возрасте в США не является неизбежным. Личные ресурсы, такие как сильная социальная поддержка, чувство контроля и позитивное отношение к старению, могут помочь снизить стресс. Однако они утверждают, что одних лишь индивидуальных усилий недостаточно. «На индивидуальном уровне решающее значение имеет социальная вовлеченность. Поиск сообщества – через работу, хобби или группы взаимопомощи – может смягчить стресс и улучшить самочувствие, – говорит Инфурна. – На политическом уровне страны с более сильными системами социальной защиты – оплачиваемыми отпусками, поддержкой по уходу за детьми, здравоохранением – как правило, имеют лучшие результаты».