Среднеразмерные рыбы оказались ключевым звеном в питании акул глубоководья

Косяк серебристых рыб с датчиком слежения в тёмных водах глубокого океана, сквозь которые пробиваются слабые лучи света.

Учёные из Океанографического института Вудс-Хоул (WHOI) давно заметили, что крупные акулы могут проводить много часов в так называемой мезопелагической или сумеречной зоне океана – слое, простирающемся на глубину от 200 до 1000 метров. Эта слабо освещённая область содержит больше живой биомассы, чем любая другая часть океана. Однако бо́льшая часть этой жизни состоит из крошечных организмов, что всегда вызывало вопрос: почему такие крупные хищники, как акулы, задерживаются там так долго?

Новое исследование, опубликованное в научном журнале «Marine Ecology Progress Series», проливает свет на эту загадку, указывая на критическую роль среднеразмерных хищников, таких как большеглазый бомфрет (bigscale pomfret), в связывании глубоководных и мелководных экосистем океана. Эти рыбы, как оказалось, служат жизненно важным мостом между поверхностью и глубиной. До недавнего времени у учёных не хватало подробной информации о перемещениях большеглазого бомфрета и аналогичных видов в океане, что ограничивало понимание их экологической роли.

Чтобы восполнить этот пробел, исследователи обратились к спутниковым меткам-трекерам. Эта технология позволила отслеживать перемещения большеглазого бомфрета в течение длительного времени – задача, которая ранее была крайне сложной для глубоководных рыб. Отслеживание достаточного количества постоянно движущихся рыб представляло собой отдельную проблему. Поэтому учёные наладили плодотворное сотрудничество с коммерческим рыбаком-ярусником, капитаном Дэнни Мирсом, и его командой, которые взяли на себя важную часть работы по маркировке рыб.

«Данные показывают, что большеглазый бомфрет является постоянным обитателем сумеречной зоны океана и следует паттерну суточной вертикальной миграции. Это означает, что днём они остаются на глубине, а ночью поднимаются в более мелкие воды для кормления», – рассказал Мартин Аростеги, ведущий автор исследования и научный сотрудник WHOI. Капитан Мирс и его команда проявили большой энтузиазм: «Большеглазый бомфрет настолько отличается от тунцов и меч-рыбы, которых мы обычно ловим, что мы всегда были очарованы ими, когда они попадались к нам в снасти. Моя команда и я были рады возможности помочь с установкой спутниковых меток для этого исследования. Было очень приятно видеть полученные данные».

Исследование также показало, как условия окружающей среды влияют на поведение большеглазого бомфрета. Когда рыбы перемещались из региона Склонового моря в более прозрачные воды Саргассова моря, исследователи заметили значительные изменения в их миграционных паттернах. Это говорит о том, что прозрачность воды влияет на глубину их плавания, что, в свою очередь, может менять их пищевые предпочтения и уровень уязвимости перед хищниками, такими как крупные акулы.

«Мы всегда говорим о мезопелагическом слое как о гигантском «шведском столе» для крупных хищников – но при этом мы пропускали виды, находящиеся посередине», – пояснил биолог WHOI Камрин Браун, старший автор исследования и главный исследователь группы морских хищников WHOI. «Эти мезопелагические рыбы выполняют сложную работу по соединению глубокого океана с пищевой сетью поверхности. Если мы не понимаем их роли, то это всё равно что пытаться решить головоломку, потеряв центральные части».

В совокупности эти выводы подчёркивают, насколько недооценённые виды в сумеречной зоне океана играют колоссальную роль в формировании морских пищевых сетей и влияют на поведение некоторых из крупнейших хищников океана, переворачивая наше представление о динамике жизни на больших глубинах.