Древняя Амазония: устойчивое земледелие и адаптация к наводнениям в Боливии



Группа специалистов отправилась в один из наименее изученных регионов боливийской Амазонии — Великие тектонические озёра Эксальтасьон в департаменте Бени. Эта масштабная экспедиция, организованная Рабочей группой по равнинам Мохос (GTLM), объединила экспертов из Общества охраны дикой природы, Национального музея естественной истории, Института экологии, Центра исследований биоразнообразия и окружающей среды, Центра исследований водных ресурсов, а также Департамента антропологии Америки Боннского университета.

На юго-западе Амазонии, вокруг тектонических озёр Рогагуадо и Хинебра, простирается ландшафт, сформированный тысячелетиями человеческой деятельности. Под открытыми саваннами и мелководьями скрываются остатки масштабных земляных сооружений, возвышенных сельскохозяйственных полей и взаимосвязанных каналов, свидетельствующих о долгой истории адаптации людей к постоянно меняющейся природной среде.

Эти озёра расположены в пределах Муниципальной охраняемой территории Больших тектонических озёр Эксальтасьон и входят в водно-болотный комплекс Рамсарского угодья реки Ята, признанный ЮНЕСКО за свою экологическую и культурную ценность. Расположенная на равнинах Мохос — обширной сети саванн, галерейных лесов и пойм, составляющих крупнейшую водно-болотную систему бассейна Амазонки, — эта территория веками будоражила воображение. Этноисторические данные даже связывали её с легендарной «Землёй Пайтити». Только в последние годы её глубокое человеческое прошлое стало проясняться.

Используя комбинацию полевых исследований, раскопок и лидарного сканирования, группа исследователей задокументировала несколько археологических памятников: Пакио, Кокинал, Исла-дель-Тесоро и Хассчая. Каждый из них представляет собой отдельный этап в многовековой истории заселения этого региона.

Радиоуглеродный анализ показал многократные периоды заселения примерно с 600 по 1400 год нашей эры. Находки в Пакио свидетельствуют о раннем поселении, возникшем около 600 года нашей эры, за которым последовал период более интенсивного использования земли между 1000 и 1200 годами. Эта более поздняя фаза включала скопления раковин, плотные керамические отложения и сложную систему каналов и возвышенных полей, связанных с земледелием на основе кукурузы. В Хассчая, датируемом 1300—1400 годами нашей эры, обнаружены более масштабные изменения ландшафта и большее ботаническое разнообразие, что указывает на интенсификацию лесного и сельскохозяйственного управления в период его существования.

Ландшафт равнин Мохос испещрён геометрическими формами, которые становятся заметными при более детальном изучении. Круглые и прямоугольные рвы, дренажные каналы, возвышенные платформы для посадок и скопления курганов образуют сложную сеть, предназначенную для контроля уровня воды и земледелия. Эти сооружения были построены для регулирования сезонных наводнений, направления водных потоков и создания стабильных зон для жизни и сельского хозяйства на водно-болотных угодьях, которые значительно меняются в течение года.

Разнообразие их форм, от геометрических ограждений до длинных возвышенных полей, указывает на отсутствие единого стандартизированного проекта. Вместо этого они представляют собой результат многовековых экспериментов, в ходе которых общины реагировали на изменяющиеся экологические и социальные условия. Все эти особенности подчёркивают культурное разнообразие и долгосрочную устойчивость народов, создавших их.

Раскопки в Пакио и Хассчая также раскрыли детали разнообразного доиспанского рациона, основанного на ресурсах водно-болотных угодий. Особенно распространены были рыбы, такие как волчья рыба, павлиний окунь и южноамериканский рогозуб, наряду с рептилиями, включая кайманов и черепах, а также млекопитающими, такими как капибары, паки и броненосцы. Остатки растений демонстрируют использование кукурузы, бобовых и нескольких видов пальм – пальмы мориче, корозо, кумаре, тотаи, пальмиты и персиковой пальмы. В совокупности эти находки указывают на сбалансированную стратегию пропитания, сочетавшую рыболовство, охоту, собирательство и земледелие.

Общины каюбаба и мовима продолжают жить на этих землях, где богатое биоразнообразие тесно связано с культурным наследием. Их давнее присутствие и глубокие знания об окружающей среде помогают поддерживать уникальную форму биокультурного наследия, в котором экологическое и культурное разнообразие развивались параллельно на протяжении многих поколений.

В постковидный период полевых исследований сотрудничество с местными общинами строилось на открытом общении и взаимном уважении. Представители Совета коренных народов каюбаба, включающего 21 общину каюбаба и мовима, помогали исследователям в определении участков для изучения, предоставляли доступ к культурно значимым местам и указывали территории, которые не следовало тревожить. Несмотря на ограниченное из-за состояния здоровья взаимодействие, это партнёрство обеспечило соответствие исследований приоритетам общины и способствовало более полному пониманию живого наследия региона.

Через GTLM лидеры коренных народов и учёные совместно работают над объединением археологических и экологических исследований с инициативами по сохранению природы. Эти усилия подчёркивают, что равнины Мохос являются не только центром биоразнообразия, но и ландшафтом, сформированным долгой историей человечества, и поддерживают дальнейшее управление Рамсарским угодьем реки Ята и связанными с ним охраняемыми территориями.

В условиях, когда вырубка лесов, расширение сельского хозяйства и изменение климата оказывают всё большее давление на Амазонию, ландшафты вокруг озёр Рогагуадо и Хинебра подчёркивают важность традиций устойчивого землепользования. Археологические данные показывают, что древние общины разработали гибкие способы жизни, сочетавшие земледелие, рыболовство и управление лесами. Вместо того чтобы пытаться контролировать или чрезмерно эксплуатировать окружающую среду, они адаптировались к её сезонным циклам и использовали периодические наводнения как возможность.

Хотя возвышенное земледелие в конечном итоге прекратилось — вероятно, из-за сокращения населения и социальных потрясений после европейской колонизации — это нисколько не умаляет эффективность этих систем. На протяжении веков общины поддерживали продуктивные ландшафты, работая в гармонии с природными ритмами региона. Их практики ставят под сомнение современные представления о том, что считать «развитием», и напоминают, что устойчивость часто проистекает из разнообразия: видов, знаний и культурных традиций.

Защита этого биокультурного наследия теперь является глобальной ответственностью. Водно-болотные угодья равнин Мохос продолжают накапливать углерод, регулировать водные системы и поддерживать широкий спектр видов. Усилия по сохранению природы также должны уважать людей, которые заботились об этих ландшафтах на протяжении поколений. Таким образом, археология становится чем-то большим, чем просто изучение прошлого; она становится средством воссоединения древних знаний с актуальными современными дебатами об устойчивости и экологической справедливости.

Равнины Мохос демонстрируют, что Амазония всегда была местом, где люди и природа формировали друг друга. Её монументальные земляные сооружения, лесные острова и живые культурные традиции предполагают, что часть нашего общего будущего может зависеть от более внимательного прислушивания к этим ландшафтам, которые помнят.