У обезьян впервые обнаружили способность к воображаемой игре

Стол в лаборатории с экспериментальной установкой – пустым прозрачным кувшином и двумя пустыми прозрачными стаканами.

Ученые из Университета Джонса Хопкинса впервые экспериментально доказали, что человекообразные обезьяны способны к воображению и участию в мнимых играх – способности, которая долгое время считалась исключительно человеческой. Результаты исследования, опубликованные в журнале Science, основаны на серии игровых тестов с участием бонобо по кличке Канзи, смоделированных по образцу детских «чаепитий».

В ходе трех тщательно продуманных экспериментов 43-летний бонобо Канзи взаимодействовал с воображаемым соком и мнимым виноградом, демонстрируя последовательное и повторяемое понимание ситуации. Эти данные ставят под сомнение традиционные представления об интеллекте животных и предполагают, что некоторые из них могут мыслить более гибко, чем считалось ранее.

В первом эксперименте перед Канзи ставили два пустых прозрачных стакана и кувшин. Экспериментатор делал вид, что наливает сок в оба стакана, а затем «выливал» содержимое одного из них, встряхивая его, чтобы показать пустоту. Когда его спрашивали: «Где сок?», – Канзи в большинстве случаев указывал на стакан, в котором «остался» воображаемый напиток. Он продолжал делать это правильно, даже когда стаканы меняли местами.

Чтобы исключить вероятность того, что обезьяна просто считала, будто в стакане спрятан настоящий сок, был проведен контрольный тест. На этот раз в одном стакане был реальный сок, а в другом – воображаемый. На вопрос, чего он хочет, Канзи почти всегда выбирал настоящий напиток. Третий эксперимент подтвердил выводы, но уже с использованием «винограда», который экспериментатор мнимо съедал и перекладывал в одну из двух банок.

«Поразительно и очень волнующе, что данные, по-видимому, указывают на способность обезьян мысленно представлять вещи, которых нет, – заявила соавтор исследования Амалия Бастос. – Канзи способен создать идею этого воображаемого объекта и в то же время знать, что он не настоящий». По словам ученых, эта ментальная способность может иметь глубокие эволюционные корни, уходящие на 6–9 миллионов лет назад к общему предку человека и современных обезьян.

Ранее способность к мнимым играм у животных фиксировалась лишь в виде единичных наблюдений. Например, молодые самки шимпанзе в дикой природе носили палки, обращаясь с ними как с детенышами. Новое исследование впервые подтвердило эту гипотезу в контролируемых лабораторных условиях. «Воображение долгое время считалось важнейшим элементом человеческой сущности, но идея о том, что оно может быть не только нашим достоянием, действительно меняет все, – отметил соавтор Кристофер Крупени. – Эти открытия должны побудить нас заботиться об этих созданиях с их богатым и прекрасным внутренним миром».