
Возвращение детей в школы после их закрытия во время пандемии COVID-19 значительно улучшило их психическое здоровье. Согласно результатам недавнего исследования, у школьников, которые начали очное обучение, заметно сократилось число новых диагнозов, таких как тревожность, депрессия и расстройство дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Наибольшие улучшения были отмечены среди девочек. Более того, расходы на психиатрическую помощь также снизились спустя месяцы после возобновления работы образовательных учреждений.
Это масштабное исследование, проведенное Гарвардской школой общественного здравоохранения имени Т.Х. Чана и рядом других учреждений, было опубликовано 8 декабря 2025 года в журнале Epidemiology. Его выводы представляют собой одно из самых всесторонних анализов влияния пандемии на психическое состояние детей.
«Наши результаты являются убедительным доказательством для родителей, педагогов и политиков того, что очное обучение играет решающую роль в благополучии детей, – заявила старший автор исследования Рита Хамад, профессор социальной эпидемиологии и государственной политики. – Эти выводы дают уроки для будущих чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения и позволяют понять, почему психическое здоровье детей ухудшилось во время пандемии».
Предыдущие исследования неоднократно демонстрировали, что дети и подростки испытывали значительные эмоциональные трудности во время пандемии COVID-19. Хотя некоторые работы уже указывали на важную роль возвращения в классы, многие из них опирались на небольшие выборки или самоотчеты, а не на обширные данные.
Чтобы получить более полную картину, исследовательская группа проанализировала данные о диагнозах и расходах на здравоохранение 185 735 детей в возрасте от пяти до 18 лет за период с марта 2020 по июнь 2021 года. В набор данных включалась информация о получении детьми лечения психических расстройств или выписке рецептов на препараты от тревожности, депрессии или СДВГ. Участники проживали в 24 округах и 224 школьных округах Калифорнии – штата, где закрытие школ длилось дольше, чем в большинстве других регионов страны, а сроки возобновления работы сильно варьировались. Эти различия создали естественную возможность для сравнения результатов. Данные были получены из интегрированной исследовательской базы данных Healthcare Integrated Research Database, которая включает индивидуальные страховые претензии, а также административные данные по школам от Департамента образования Калифорнии.
Исследование зафиксировало общий рост числа диагнозов психических расстройств во время пандемии – с 2,8% до 3,5%. Однако дети, вернувшиеся к очному обучению, значительно реже получали новые диагнозы, чем их сверстники, чьи школы оставались закрытыми. К девятому месяцу после повторного открытия вероятность постановки диагноза психического расстройства снизилась на 43% по сравнению с периодом до возобновления работы школ. Эта тенденция затронула снижение случаев тревожности, депрессии и СДВГ.
Расходы на здравоохранение отразили аналогичную картину. Через девять месяцев после возобновления работы школ немедицинские расходы, связанные с психическим здоровьем, снизились на 11%, расходы на психиатрические препараты – на 8%, а расходы на медикаменты, специфичные для СДВГ, – на 5%. Девочки показали более значительные улучшения, чем мальчики, за тот же период.
Исследовательская группа выделила несколько возможных причин проблем с психическим здоровьем, которые дети испытывали во время закрытия школ. К ним относятся ограниченное социальное взаимодействие, нарушение режима сна, увеличение времени перед экранами гаджетов, ухудшение пищевых привычек, академические трудности, семейный стресс, связанный с экономическими трудностями или увеличением времени дома, а также сокращение доступа к школьным службам психического здоровья.
«Рассматривая будущие чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, это исследование предполагает, что мы должны расставить приоритеты для безопасного возобновления работы школ и обеспечить детям доступ к социальным и эмоциональным ресурсам, которые предоставляют школы, – отметила Хамад. – Политика должна быть сосредоточена не только на инфекционном контроле, но и на психическом благополучии детей, признавая, что школы являются критически важной частью их системы поддержки».
Авторы исследования отметили, что оно было сосредоточено на детях, проживающих в относительно более благополучных районах Калифорнии и имеющих коммерческие страховки, что в целом означает лучший доступ к медицинскому обслуживанию. Для изучения того, как возобновление работы школ повлияло на детей из маргинализированных слоев населения, где последствия могли быть еще более значительными, необходимы дополнительные исследования.
Исследование получило финансирование от Национальных институтов здравоохранения (грант U01MH129968).