Новое исследование: собаки понимают слова, связывая объекты с их функцией



В отличие от раннего детства у людей, где слова и их ассоциации, например, связь вилки с тарелкой из-за общего назначения в приёме пищи, усваиваются естественным образом, новое исследование расширяет представления о когнитивных способностях животных. Учёные обнаружили, что собаки также способны категоризировать предметы по их назначению, а не только по внешнему виду. Это открытие показывает, что их понимание слов может быть гораздо более богатым и гибким, чем считалось ранее.

В исследовании, опубликованном 18 сентября в журнале Current Biology издательства Cell Press, команда экспертов по поведению животных продемонстрировала эту способность на примере собак, обладающих развитыми навыками освоения слов (Gifted Word Learner, или GWL). В ходе серии игровых взаимодействий со своими владельцами эти собаки смогли различать игрушки, используемые для перетягивания, и игрушки для апортировки, даже если предметы не имели очевидных физических сходств. Примечательно, что собаки сохраняли эти категории в памяти на протяжении длительного времени без какого-либо предварительного обучения.

«Мы обнаружили, что эти собаки с развитыми навыками освоения слов могут распространять словесные метки на предметы, которые имеют ту же функцию или используются таким же образом», – комментирует Клаудия Фугацца из Университета имени Лоранда Этвёша в Будапеште, Венгрия. Она сравнивает это с ситуацией, когда человек называет обычный молоток и камень одним и тем же словом.

«Камень и молоток выглядят физически по-разному, но их можно использовать для одной и той же цели», – поясняет Фугацца. – «Теперь выясняется, что собаки способны на то же самое».

Исследования проводились в естественной домашней среде собак с их владельцами. Вначале собаки осваивали словесные метки для двух функциональных групп предметов: «тянуть» и «принести». Владельцы использовали эти слова с конкретными игрушками и играли с ними соответствующим образом, несмотря на то что игрушки не имели схожих физических характеристик.

Затем собак тестировали, чтобы проверить, научились ли они связывать функциональные метки с правильными группами игрушек, прежде чем перейти к игре с новыми предметами из этих двух категорий. Однако на этот раз владельцы уже не использовали слова «тянуть» и «принести».

Команда исследователей установила, что собаки смогли распространить функциональные метки, которые они изучили ранее, на новые игрушки, основываясь на своём игровом опыте с ними. В заключительном тесте собаки успешно применяли словесные метки к игрушкам, выполняя соответствующие действия – перетягивание или апортировку – даже когда владельцы не называли им эти игрушки.

«Для этих новых игрушек собаки никогда не слышали названий, но они играли либо в перетягивание, либо в апортировку, и поэтому собаке нужно было выбрать, какая игрушка использовалась для какой игры», – рассказывает Фугацца. – «Это происходило в естественной обстановке, без интенсивного обучения. Владельцы просто играли с игрушками в течение недели. Так что это естественный тип взаимодействия».

Авторы исследования отмечают, что способность собак связывать словесные метки с предметами на основе их функциональной классификации, независимо от физических атрибутов игрушек, предполагает формирование ими ментального представления о предметах, основанного на опыте их использования. Эти представления собаки могут впоследствии воспроизводить. Полученные результаты дают представление об эволюции базовых языковых навыков и их связи с другими когнитивными способностями, включая память, подчёркивают учёные.

Необходимы дальнейшие исследования для полного понимания масштабов и гибкости способностей собак к языковой категоризации. Исследователи предлагают изучить, могут ли собаки, которые не обучаются названиям предметов, тем не менее, классифицировать объекты на основе их функций.

«Мы показали, что собаки очень быстро запоминают названия предметов и помнят их в течение долгого времени, даже без повторения», – говорит Фугацца. – «И я думаю, что то, как они расширяют метки за пределы перцептивных сходств, даёт представление о глубине того, чем эти метки могут быть для собак».

Работа проведена при поддержке Национальной программы исследования мозга NAP 3.0 Венгерской академии наук, научно-исследовательской группы сравнительной этологии MTA-ELTE и компании TRIXIE.