Снижение религиозности связано с ростом «смертей отчаяния» до опиоидного кризиса



Новое исследование указывает на то, что снижение участия в организованной религии среди белых американцев среднего возраста с невысоким уровнем образования могло способствовать росту так называемых «смертей отчаяния». К этим смертям относятся летальные исходы, связанные с передозировкой наркотиков, самоубийствами и алкогольной болезнью печени.

Ученые выявили четкую зависимость на уровне штатов: те регионы, где наблюдалось наиболее резкое сокращение посещаемости церквей в период с 1985 по 2000 год, также показали самые значительные увеличения числа смертей по указанным причинам в тот же период.

Часто «смерти отчаяния» связывают с появлением OxyContin и других мощных опиоидов в конце 1990–х годов. Однако новый анализ показывает, что эта растущая тенденция началась раньше, одновременно со снижением религиозного участия.

«То, что мы видим в этом исследовании, – это начало истории, еще до того, как опиоиды стали серьезной проблемой. Оно показывает, что рост «смертей отчаяния» уже начинался, когда разразился опиоидный кризис», – сообщила Тамар Оостром, соавтор исследования и доцент экономики в The Ohio State University.

Оостром работала над исследованием совместно с Тайлером Джайлсом из Wellsley College и Дэниелом Хангерманом из University of Notre Dame. Результаты исследования были опубликованы онлайн в Journal of the European Economic Association.

Исследовательская группа объединила данные опросов о религиозной вовлеченности из General Social Surveys с записями о смертности от Centers for Disease Control and Prevention.

Полученные данные показали, что снижение религиозного участия было сосредоточено среди белых взрослых среднего возраста без высшего образования. «Именно эта группа пережила наиболее выраженный рост «смертей отчаяния»», – подчеркнула Оостром.

Взаимосвязь между снижением посещаемости церквей и ростом смертности прослеживалась единообразно среди мужчин и женщин, а также в сельских и городских районах Соединенных Штатов.

Для подтверждения своих выводов ученые проанализировали отмену так называемых «синих законов» (blue laws), которые ранее ограничивали работу многих предприятий по воскресеньям. Эти законы косвенно способствовали посещению церкви, уменьшая количество альтернативных видов досуга.

Значительная волна отмены этих законов произошла в 1985 году, когда Миннесота, Южная Каролина и Техас упразднили свои «синие законы». Исследователи сравнили результаты в этих штатах с теми, которые не внесли подобных изменений в тот период.

Анализ показал, что отмена «синих законов» привела к снижению еженедельной посещаемости религиозных служб на 5–10 процентных пунктов. В последующие годы в этих же штатах наблюдался и более высокий уровень «смертей отчаяния».

Оостром отметила, что количество «смертей отчаяния» среди белых американцев среднего возраста неуклонно снижалось с конца 1970–х по начало 1990–х годов. Это снижение в конечном итоге замедлилось, что совпадает как с падением посещаемости церквей, так и с отменой «синих законов».

После появления OxyContin в 1996 году уровень смертности резко возрос.

«OxyContin и опиоидный кризис лишь усугубили и без того непростую ситуацию, но «смерти отчаяния» уже тогда были на подъеме», – заявила Оостром.

Исследование поднимает важный вопрос: каким образом снижение посещаемости церквей может способствовать росту показателей смертности?

Оостром пояснила, что люди, переставшие посещать религиозные службы, часто теряют социальные связи, которые, как показывают предыдущие исследования, играют ключевую роль в физическом и психическом здоровье. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что только социальные связи не могут полностью объяснить эту закономерность.

Исследователи не зафиксировали аналогичного снижения других видов социальной активности в тот же период, когда падала посещаемость церквей.

«Религия может давать некое понимание мира, ощущение идентичности по отношению к другим, что нелегко заменить другими формами социализации», – отметила Оостром.

Она также подчеркнула, что сама вера не угасла в исследуемые годы.

«Изменилось то, идентифицируют ли себя люди как религиозные и ходят ли они в церковь. Именно эти факторы имеют значение, когда речь идет о «смертях отчаяния»», – добавила она.

Результаты исследования допускают, что возобновление участия в религиозных организациях или даже светских общественных группах могло бы помочь противостоять росту смертности. Тем не менее, авторы предупреждают, что существующие данные не дают повода для большого оптимизма.

«Насколько нам известно, выводы по этому вопросу до сих пор были пессимистичными», – написали исследователи.

Оостром добавила, что нет явных признаков того, что широкое снижение участия в общественной жизни обращается вспять. Она также отметила, что позитивные эффекты религиозной вовлеченности на удовлетворенность жизнью трудно воспроизвести с помощью других форм социального взаимодействия.

По ее словам, возрастающая роль социальных сетей в XXI веке может еще больше снизить вероятность значимого изменения ситуации.

«Сегодня люди менее религиозны, и не появилось заменителя, который давал бы то, что религия давала многим. Наша работа предполагает, что это может иметь долгосрочные последствия для здоровья и смертности», – заключила Оостром.