
Ученые из Колумбийского и Университета Макгилла обнаружили мощную связь между детской травмой и химическим веществом мозга – белком SGK1, который, судя по всему, способствует развитию депрессии и суицидальных мыслей. Это открытие меняет представление о биологических механизмах, стоящих за одними из самых тяжелых психических состояний.
Исследователи выявили, что повышенный уровень белка SGK1, связанного со стрессом, тесно коррелирует с депрессией у людей, переживших трудности в раннем детстве. Это открывает перспективы для создания нового класса антидепрессантов, которые будут блокировать активность SGK1, потенциально оказываясь более эффективными для тех, кто в детстве сталкивался с пренебрежением или насилием.
Статистика показывает, что около 60% взрослых в США, страдающих большим депрессивным расстройством, и примерно две трети тех, кто совершал попытки суицида, пережили ту или иную форму травмы или невзгод в детстве.
Кристоф Анакер, ведущий автор исследования и доцент клинической нейробиологии на кафедре психиатрии Колумбийского университета (Columbia University Vagelos College of Physicians and Surgeons), отмечает, что существующие антидепрессанты часто менее эффективны для людей с историей детских невзгод, составляющих значительную долю взрослых пациентов с депрессией. Он подчеркивает особую важность этого исследования, поскольку оно открывает путь к быстрой разработке новых методов лечения – ингибиторы SGK1 уже создаются для других заболеваний – и предоставляет инструмент для выявления людей с наибольшим риском.
Детские трудности, такие как физическое насилие или воспитание в неблагополучной семье, являются одними из самых сильных предсказателей депрессии во взрослом возрасте. Хотя распространенные антидепрессанты, например СИОЗС (SSRI), помогают многим, они демонстрируют меньшую эффективность у тех, кто пережил ранние травмы. Это навело ученых на мысль о том, что биологические процессы, приводящие к депрессии и суицидальности, могут отличаться у людей с менее стрессовым детством, поясняет Анакер.
Около десяти лет назад команда Анакера уже обнаруживала необычно высокие уровни SGK1 – белка, реагирующего на стресс – в крови пациентов с депрессией, не принимавших лекарства.
В рамках последнего исследования ученые анализировали мозг взрослых, умерших в результате суицида, и выявили повышенные уровни SGK1. У тех, кто перенес детскую травму, концентрация этого белка была наиболее высокой – до двух раз больше, чем у других, также совершивших суицид. Исследователи также изучали детей, которые сталкивались с ранними трудностями, и обнаружили: те из них, кто являлся носителем генетических вариантов, увеличивающих выработку SGK1, чаще страдали депрессией в подростковом возрасте. Эти данные указывают на SGK1 как на биологический фактор, способствующий развитию депрессии и суицидального поведения, особенно среди людей, пострадавших от травм в раннем возрасте.
Основываясь на полученных результатах, Анакер и его коллеги предполагают, что препараты, разработанные для блокировки SGK1, могут помочь предотвратить или вылечить депрессию у людей с историей травм. В экспериментах на мышах ингибиторы SGK1, введенные в кровоток, предотвращали развитие депрессивного поведения у животных во время хронического стресса.
Ингибиторы SGK1 уже проходят оценку для применения при других состояниях, включая фибрилляцию предсердий. Команда Анакера теперь планирует начать клинические испытания с участием людей, страдающих депрессией и имеющих в анамнезе трудности в раннем детстве. Ученые также предполагают, что генетический скрининг может помочь выявить лиц, которые получат наибольшую пользу от антидепрессанта, нацеленного на SGK1.
Существует острая необходимость в выявлении и лечении людей с наибольшим риском развития депрессии и суицида после воздействия ранних жизненных невзгод, и SGK1 представляет собой многообещающее направление для исследований, заключает Анакер.
Результаты этого исследования под названием «Hippocampal SGK1 promotes vulnerability to depression: the role of early life adversity, stress, and genetic risk» были опубликованы в журнале Molecular Psychiatry. В число авторов статьи вошли Амира Миллетт (Колумбия), Милена Т. ван Дейк (Колумбия), Ирина Похвиснева (Макгилл), Ифэй Ли (Колумбия), Рори Томпсон (Колумбия), Сачин Патель (Макгилл), Розмари С. Багот (Макгилл), Анико Нарай-Феджес-Тот (Дартмут), Гея Феджес-Тот (Дартмут), Патриция Палуфо-Силвейра (Макгилл), Густаво Турецкий (Макгилл), Хуан Пабло Лопес (Каролинский институт) и Кристоф Анакер (Колумбия). Исследование получило финансирование от гранта NARSAD Young Investigator, предоставленного Фондом исследований мозга и поведения (Brain & Behavior Research Foundation), а также от Департамента психиатрии Колумбийского университета.