
Нарастающее изменение климата, проявляющееся в экстремальной жаре и частых волнах тепла, уже давно признано угрозой для экосистем, сельского хозяйства и здоровья человека. Новые исследования теперь раскрывают, что повышение температуры может также существенно замедлять ключевые аспекты раннего развития детей.
Исследование, опубликованное в ведущем издании Journal of Child Psychology and Psychiatry, показало: дети, которые находились в условиях необычно высоких температур – в частности, при среднесуточной максимальной температуре выше 30 °C (86 °F), – с меньшей вероятностью достигали ожидаемых показателей в развитии навыков чтения и счета по сравнению со своими сверстниками, проживающими в более прохладных регионах.
«Хотя воздействие жары ранее связывалось с негативными физическими и психическими последствиями для здоровья на протяжении всей жизни, это исследование предлагает новое понимание того, что избыточное тепло отрицательно влияет на развитие маленьких детей в самых разных странах», – отмечает ведущий автор работы Хорхе Куартас, доцент прикладной психологии в Нью-Йоркском университете Стейнхардта. Он подчеркивает, что поскольку раннее развитие закладывает основу для обучения на протяжении всей жизни, физического и психического здоровья, а также общего благополучия, эти результаты должны служить тревожным сигналом для исследователей, политиков и практиков, указывая на острую необходимость защиты развития детей в условиях потепления климата.
Для своего анализа доктор Куартас и его коллеги изучили данные 19 607 детей в возрасте от трех до четырех лет из Гамбии, Грузии, Мадагаскара, Малави, Палестины и Сьерра-Леоне. Эти страны были выбраны неслучайно: они предоставляют подробную информацию о развитии детей, условиях жизни их семей и климатических показателях, что позволило исследователям с высокой точностью оценить уровень теплового воздействия, которому подвергался каждый ребенок.
Оценка развития проводилась с помощью Индекса развития детей младшего возраста (Early Childhood Development Index, ECDI), который отслеживает достижения в четырех ключевых областях: навыки чтения и счета (грамотность и нумерация), социально-эмоциональное развитие, подходы к обучению и физическое развитие. Эти данные были объединены с информацией за 2017–2020 годы из опросов по множественным показателям кластеров (Multiple Indicator Cluster Surveys, MICS), включающих демографические данные и индикаторы благосостояния, такие как образование, здоровье, питание и санитария. Сопоставив эти массивы данных с климатическими записями, отражающими среднемесячные температуры, ученые смогли выявить потенциальные связи между воздействием жары и ранним развитием.
Результаты оказались однозначными: дети, подвергавшиеся воздействию среднесуточных максимальных температур выше 30 °C (86 °F), на 5–6,7 процента реже достигали базовых показателей грамотности и нумерации, чем дети, жившие при температурах ниже 26 °C (78,8 °F) в тот же сезон и в том же регионе. Наиболее сильное негативное влияние наблюдалось среди детей из экономически неблагополучных семей, домохозяйств с ограниченным доступом к чистой воде, а также проживающих в густонаселенных городских районах. Это указывает на то, что уязвимые группы населения страдают от последствий изменения климата несоразмерно сильнее.
«Нам срочно требуются дальнейшие исследования для выявления механизмов, объясняющих эти эффекты, а также факторов, которые либо защищают детей, либо повышают их уязвимость, – призывает Куартас. – Такая работа поможет определить конкретные цели для политики и интервенций, направленных на усиление готовности, адаптации и устойчивости по мере интенсификации изменения климата».
Соавторами этого важного исследования выступили Ленин Х. Бальза из Межамериканского банка развития, Андрес Камачо из Чикагского университета и Николас Гомес-Парра из Межамериканского банка развития.