Равнодушие к музыке: ученые нашли причину в работе мозга

Абстрактное изображение мозга, показывающее разрыв связи между нейросетью слуха (синяя) и центром вознаграждения (золотой).

Около десяти лет назад ученые обнаружили, что существует небольшая группа людей, которые не испытывают никакого удовольствия от прослушивания музыки, хотя их слух в полном порядке, и они способны радоваться другим вещам. Это явление получило название «специфическая музыкальная ангедония». Новейшие исследования показывают, что ее причина кроется в нарушении связи между областями мозга, отвечающими за слух, и нейронными сетями, которые генерируют чувство вознаграждения.

Данные поведенческих экспериментов и сканирования мозга подтверждают, что это состояние вызвано слабой связью между нейронными сетями, а не сбоем в какой-то одной из них. Люди с музыкальной ангедонией без труда распознают и обрабатывают мелодии, что говорит о нормальной работе слуховой системы – они просто не получают от этого процесса удовольствия. Функциональная МРТ показывает, что во время прослушивания музыки у таких людей снижается активность в «центре вознаграждения» мозга, но при этом их мозг абсолютно нормально реагирует на другие стимулы, например, на денежный выигрыш. Это доказывает, что система вознаграждения сама по себе исправна, но неэффективно связана с центрами обработки музыки.

Чтобы выявлять людей с музыкальной ангедонией, исследовательская группа из Университета Барселоны разработала стандартизированный тест – «Барселонский опросник музыкального вознаграждения» (BMRQ). Он оценивает, насколько музыка является источником удовольствия для человека по пяти параметрам: эмоциональный отклик, регуляция настроения, социальные связи, побуждение к движению и стремление к поиску нового музыкального опыта. Люди с ангедонией, как правило, показывают низкие результаты по всем этим категориям.

Ключевой вывод исследователей заключается в том, что для получения удовольствия важна не только активность самого центра вознаграждения, но и то, как он взаимодействует с другими областями мозга, обрабатывающими конкретный тип стимула. «Если система вознаграждения плохо работает, вы получаете меньше удовольствия от всего», – объясняет нейробиолог Эрнест Мас-Эрреро. «Мы же указываем на то, что важна именно слаженная работа этой системы с другими участками мозга».

Точные причины развития музыкальной ангедонии пока не установлены, но ученые полагают, что свою роль играют как генетика, так и жизненный опыт. Недавнее исследование близнецов показало, что наследственность может объяснять до 54% различий в том, насколько сильно люди наслаждаются музыкой. При этом чувствительность к вознаграждению сильно варьируется даже у людей без ангедонии, что говорит о существовании целого спектра восприятия удовольствия, а не просто его наличия или отсутствия.

Изучение этого феномена открывает новые горизонты для понимания расстройств, связанных с системой вознаграждения, – таких как зависимость или нарушения пищевого поведения. Ученые предполагают, что подобный механизм «рассогласования» может лежать в основе и других специфических ангедоний. Например, у людей, не получающих удовольствия от еды, может быть нарушена связь между областями мозга, отвечающими за обработку вкуса, и центром вознаграждения. В настоящее время команда работает над выявлением генов, способствующих музыкальной ангедонии, и изучает, можно ли в будущем обратить это состояние вспять.