Высокий уровень стресса и когнитивная гибкость влияют на мотивацию к каннабису



«Не только люди – крысы также могут использовать каннабис, чтобы справиться со стрессом». К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Вашингтон. Их работа, опубликованная в журнале Neuropsychopharmacology, направлена на изучение того, какие животные активно ищут каннабис и почему. Ученые обнаружили: крысы с естественно высоким уровнем стресса гораздо чаще самостоятельно потребляли распространенный рекреационный препарат.

Профессор Райан Маклафлин из Колледжа ветеринарной медицины Университета штата Вашингтон отмечает, что после обширного ряда поведенческих и биологических тестов именно уровень стресса оказался наиболее значимым фактором, влияющим на употребление каннабиса.

Чтобы глубже понять, какие характеристики могут влиять на употребление каннабиса, команда Маклафлина провела комплексные исследования. Они изучали социальное поведение, пол, когнитивные способности, чувствительность к вознаграждению и уровень возбуждения каждой крысы, создавая индивидуальный поведенческий профиль. В течение трех недель животные ежедневно имели возможность самостоятельно вводить себе каннабис, для чего им нужно было ткнуть носом в отверстие. Это действие выпускало трехсекундный поток паров каннабиса в герметичную камеру.

В ходе каждой ежедневной сессии студенты-исследователи фиксировали количество «тычков носом», выполненных каждой крысой. Сравнив эти данные с базовым уровнем гормонов стресса, они обнаружили четкую взаимосвязь: крысы, которые чаще вводили себе пары каннабиса, как правило, имели более высокие исходные показатели стрессовых гормонов.

Исследователи измеряли уровень кортикостерона – гормона стресса у грызунов, который является аналогом человеческого кортизола. Выяснилось, что животные с более высоким естественным уровнем кортикостерона были значительно более склонны к самостоятельному употреблению каннабиса. По словам Маклафлина, это имеет смысл, учитывая, что наиболее частая причина регулярного употребления каннабиса людьми – это попытка справиться со стрессом.

При этом Маклафлин особо подчеркнул, что ключевым фактором является именно базовый, фоновый уровень стресса у крыс, а не кратковременные всплески, вызванные физической нагрузкой или умственно сложными задачами. Измерения уровня гормонов стресса после воздействия на крыс стрессора не показали значимой связи с поиском каннабиса.

Исследование также выявило сильную связь между частотой самостоятельного введения каннабиса крысами и их успеваемостью в тестах на «когнитивную гибкость». Этот термин описывает способность адаптироваться, когда правила или условия меняются. Маклафлин поясняет, что животные, которые были менее гибки в переключении между правилами в когнитивных задачах, демонстрировали более сильную тягу к каннабису. Крысы, которые в большей степени полагались на визуальные подсказки при принятии решений, также проявляли высокую мотивацию к самовведению паров каннабиса.

Помимо базового стресса, исследователи обнаружили еще одну закономерность: комбинация высокого утреннего уровня кортикостерона и низкого уровня эндоканнабиноидов также была связана с самостоятельным введением каннабиса, хотя эта связь оказалась слабее, чем влияние базового стресса. Эндоканнабиноиды – это соединения, которые организм производит по мере необходимости для поддержания внутренней стабильности и баланса, известного как гомеостаз. Существует предположение, что ТГК (активное вещество каннабиса) может служить заменой эндоканнабиноидов у людей с низким уровнем последних, что может создавать дополнительный стимул для использования каннабиса, как предполагает Маклафлин.

В условиях, когда все больше штатов декриминализуют или легализуют каннабис для рекреационного использования, становится крайне важным понимать, как этот препарат влияет на мозг и поведение, а также как могут развиваться модели злоупотребления. Результаты исследования Маклафлина указывают на потенциальные ранние маркеры, которые однажды могут быть использованы для скрининга и разработки стратегий профилактики. Он предполагает сценарий, при котором оценка базового уровня кортизола может дать представление о повышенной склонности человека к развитию проблемных моделей употребления наркотиков в дальнейшей жизни.