
В моменты, когда мы часами сосредоточены на экранах гаджетов, легко забыть, что наши тела постоянно обрабатывают гораздо больше, чем просто изображения и звуки. Наши чувства всегда активны, и стоит лишь немного замедлить темп, чтобы ощутить текстуру поверхности, напряжение в мышцах или мягкость пищи в руках. Даже в самые обыденные моменты, такие как утренний душ или чашка кофе, мы погружены в мир ощущений – от резкости зубной пасты до успокаивающего аромата свежесваренного напитка.
Знаменитая концепция Аристотеля о пяти чувствах кажется такой же незыблемой, как его учение о пяти элементах, из которых состоит Вселенная – идея, давно отвергнутая современной наукой. Сегодня исследования показывают, что и сенсорная система человека гораздо сложнее. Многие ученые полагают, что на самом деле люди обладают десятками различных чувств, а наш опыт восприятия мира почти всегда мультисенсорен. Зрение, слух, обоняние и осязание не работают изолированно – они объединяются в единое, целостное переживание реальности.
То, что мы чувствуем, влияет на то, что мы видим, а то, что мы видим, – на то, что мы слышим. Например, разные ароматы шампуня могут изменять наше восприятие текстуры волос: запах розы, как показывают исследования, заставляет волосы казаться более шелковистыми. Подобным образом ароматизаторы в обезжиренных йогуртах могут создавать ощущение более густой и насыщенной консистенции без добавления загустителей. Восприятие запахов во рту, поднимающихся к носовым проходам, в свою очередь, меняется в зависимости от вязкости потребляемых жидкостей.
По словам профессора Чарльза Спенса из Кроссмодальной исследовательской лаборатории Оксфордского университета, его коллеги-нейробиологи насчитывают от 22 до 33 отдельных чувств. К ним относятся, например, проприоцепция – способность знать положение своих конечностей, не глядя на них. Наше чувство равновесия зависит от вестибулярной системы ушных каналов, а также от зрения и проприоцепции. Другой пример – интероцепция, с помощью которой мы ощущаем изменения в собственном теле, такие как легкое учащение пульса или чувство голода. Существует также чувство контроля над движением конечностей, которое может пропадать у пациентов после инсульта, которые иногда даже считают, что их рукой двигает кто-то другой.
Даже традиционные чувства на самом деле являются комбинацией нескольких. Осязание, к примеру, включает в себя восприятие боли, температуры, зуда и тактильных ощущений. Когда мы пробуем что-то на вкус, мы на самом деле испытываем сочетание трех чувств: осязания, обоняния и собственно вкуса, или густации. Вместе они создают те самые ароматы и вкусы, которые мы ощущаем в еде и напитках. Густация отвечает за сигналы от рецепторов на языке, позволяющих различать соленое, сладкое, кислое, горькое и умами – пикантный вкус. Но как же насчет мяты, манго или малины? У нас нет «малиновых» рецепторов, и ее вкус не является простой комбинацией сладкого и кислого.
Эти сложные вкусы мы воспринимаем благодаря совместной работе языка и носа, причем именно обоняние вносит основной вклад в то, что мы называем вкусом. Речь идет не о вдыхании запахов из окружающей среды. Ароматические соединения высвобождаются, когда мы жуем или пьем, и попадают из ротовой полости в нос через носоглотку. Осязание также играет свою роль, связывая вкусы и запахи воедино и формируя наши предпочтения, будь то жидкий или крутой желток яйца или бархатистая, тающая текстура шоколада.
Яркий пример взаимодействия чувств – феномен «томатного сока в самолете». Постоянный шум авиационных двигателей снижает наше восприятие соленого, сладкого и кислого. Однако вкус умами он, наоборот, усиливает. Поскольку томаты и томатный сок богаты умами, в условиях полета их пикантный вкус кажется более насыщенным и приятным. Это лишь один из множества примеров того, как наш мозг создает сложную картину мира, объединяя сигналы от всех органов чувств. И если в следующий раз во время прогулки или ужина вы на мгновение остановитесь и прислушаетесь к себе, то сможете по-новому оценить, насколько удивительно и сложно устроен ваш собственный мир ощущений.