
Летом 2023–2024 годов в Антарктиде от высокопатогенного вируса птичьего гриппа H5N1 погибло более 50 поморников. По словам ученых, это первая подтвержденная массовая гибель диких животных от данного вируса на континенте. Выводы основаны на исследовании, проведенном под руководством Медицинского центра Эразма Роттердамского в Нидерландах и Калифорнийского университета в Дэвисе, результаты которого недавно были опубликованы в журнале Scientific Reports.
Поморники – это крупные бурые морские птицы, родственные чайкам, обитающие преимущественно в полярных и субполярных регионах. Они являются хищниками и падальщиками, выполняя важную роль в экосистеме. Однако, по мнению исследователей, именно их склонность к питанию падалью может повышать риск заражения и дальнейшего распространения вируса по всей Антарктиде.
Ранее, в начале 2024 года, ученые уже обнаруживали вирус H5N1 у доминиканской чайки и двух поморников, найденных мертвыми в январе и феврале. Однако до сих пор не было доказано, что именно вирус стал причиной их смерти. «Мы знали, что есть инфицированные животные, но это первое исследование, которое доказывает, что они умерли именно от вирусной инфекции, – заявил соавтор исследования Ральф Ванстрилс, ветеринар из Института единого здравоохранения Калифорнийского университета в Дэвисе. – Это важное различие на ранних стадиях вспышки».
В марте 2024 года исследовательская группа отправилась в антарктическую экспедицию. Ученые обследовали дикую природу в десяти различных местах на Южных Шетландских островах, на севере моря Уэдделла и на Антарктическом полуострове. Всякий раз, встречая больных или мертвых животных, команда собирала образцы тканей для анализа. Хотя вирус не был выявлен в качестве причины смерти у обследованных папуанских пингвинов, пингвинов Адели и антарктических морских котиков, ситуация с поморниками была иной. «По ходу экспедиции быстро стало очевидно, что главной жертвой стали поморники», – отметил Ванстрилс.
Вирус был обнаружен у поморников в трех местах: в заливе Хоуп, на островах Девил и Бик. Именно на острове Бик произошла массовая гибель южнополярных поморников. «Мы диагностировали высокопатогенный птичий грипп как причину смерти почти у всех мертвых поморников, которых мы нашли на острове Бик, – рассказал ведущий автор Маттео Иерволино, аспирант Медицинского центра Эразма. – Там я своими глазами увидел, какое влияние этот вирус может оказать на популяции».
Ванстрилс описал происходящее как «кризис страданий животных». Вирус H5N1 поражает мозг, вызывая тяжелые неврологические симптомы: скручивание шеи, неестественное вытягивание тела, дезориентацию. Зараженные птицы могут ходить или плавать по кругу, врезаться в объекты и даже падать с неба. Исследователи подчеркивают, что человеческая деятельность сыграла роль в появлении вируса и теперь имеет ключевое значение для ограничения его распространения.
Впервые вирус H5N1 был выявлен в 1996 году на ферме домашних гусей в Юго-Восточном Китае. Несколько лет он бесконтрольно циркулировал среди домашней птицы, пока не перекинулся на дикие популяции. Оттуда он распространился по Европе, Ближнему Востоку и Африке, затем в Северную и Южную Америку, а к началу 2024 года достиг Антарктиды. Этот же штамм ранее вызвал массовую гибель морских слонов и морских львов в Аргентине, привел к смерти более 400 миллионов голов домашней птицы по всему миру и заразил молочных коров, норок, лис, медведей и многих других млекопитающих.
«Мы упустили вирус из рук, когда он только появился в птицеводстве, – говорит старший автор исследования Тейс Кейкен, профессор Медицинского центра Эразма. – Как только он попал в популяции диких птиц, мы потеряли способность его контролировать. Теперь он закрепился в популяциях диких птиц на всех континентах, кроме Океании».
Прибытие птичьего гриппа создает дополнительную угрозу для дикой природы Антарктиды, которая уже сталкивается с серьезными проблемами, включая изменение климата, растущий туризм и загрязнение. Исследование подчеркивает острую необходимость в усилении надзора и мониторинга. Ситуация осложняется отсутствием свежих данных: последняя перепись поморников в Антарктиде проводилась в 1980–х годах. Без обновленных цифр трудно оценить, насколько значительной для популяции является потеря более полусотни птиц. «Все указывает на то, что вирус будет распространяться дальше, – заключил Кейкен. – Если никто не будет следить, мы не узнаем, что происходит».