
«Они очень разрушительны, когда их много, но если один на один – как их можно не любить?» – говорит Арианна Сиз, руководитель Глобальной инициативы по саранче в Университете штата Аризона. Она посвятила свою карьеру изучению поведения саранчи и методов борьбы с ее разрушительными стаями, но при этом относится к самим насекомым с большим уважением.
Нашествия саранчи – это не просто библейский сюжет, а вполне реальная современная угроза. По всему миру стаи вредителей опустошают урожаи на огромных территориях, лишая людей средств к существованию и подрывая экономические перспективы целых регионов. Одна стая способна покрыть территорию, сравнимую по площади с крупным мегаполисом, таким как Нью-Йорк.
Именно поэтому команда Сиз и ее международных коллег обнаружила простой, но эффективный способ сократить аппетиты саранчи, связанный с качеством почвы. Насколько им известно, это первое исследование, в котором метод был успешно проверен в реальных фермерских хозяйствах, а не только в лаборатории.
Исследователи объединили усилия с фермерами в Сенегале, которые регулярно страдают от вспышек активности сенегальского кузнечика. В отличие от пустынной саранчи, этот вид не образует гигантских стай, но его частые набеги наносят местным аграриям еще больший урон. В рамках эксперимента сто фермеров засеяли по два участка проса: один был обработан азотным удобрением, а другой оставлен без обработки для контроля.
Результат оказался поразительным. На удобренных участках было значительно меньше насекомых и повреждений, а собранный урожай проса оказался вдвое больше, чем на контрольных полях. «Этот прорыв представляет собой важный шаг к устойчивому управлению мигрирующими вредителями», – отмечает Сиз.
За успехом метода стоит простая биология. Более 15 лет исследований позволили выявить ключевую закономерность: посевы, растущие на бедных питательными веществами почвах, как правило, содержат много углеводов и очень мало белка. Такая «углеводная диета», или, как ее называют ученые, «диета на пончиках», оптимальна для саранчи. Подобно спортсменам на выносливость, саранча нуждается в такой пище для своих дальних перелетов.
Растения, выращенные на почве, богатой азотом, представляют собой совершенно иную картину. В них содержится больше белка и меньше углеводов, что делает их плохой пищей для саранчи. Организм насекомых с трудом перерабатывает избыток белка и не получает достаточно энергии для активной жизнедеятельности и размножения.
Хотя в исследовании использовались химические удобрения, для многих фермерских общин это не самое доступное решение. Поэтому сейчас ученые сосредоточились на использовании компоста. «Текущая работа сосредоточена исключительно на компосте, и, похоже, мы получаем те же результаты», – говорит Сиз. Фермеры в Сенегале, воодушевленные успехом, уже самостоятельно продолжают применять компостирование для защиты своих полей.
Может показаться, что для регионов, где нет саранчи, эти исследования неактуальны. Однако ученые предупреждают, что ситуация может измениться из-за изменения климата. Например, Арианна Сиз внимательно следит за центральноамериканской саранчой, ареал которой приближается к границам США. «С большой долей уверенности можно сказать, что Техас станет очень подходящим местом для саранчи примерно через 10–15 лет», – прогнозирует она. Таким образом, знания, полученные в борьбе с саранчой сегодня, могут оказаться критически важными для защиты сельского хозяйства по всему миру в будущем.