
Новое исследование, посвященное работе памяти, предполагает, что различные виды воспоминаний могут задействовать одни и те же области мозга. Вместо использования отдельных нейронных путей для извлечения разной информации, мозг, по-видимому, активирует пересекающиеся зоны. Этот вывод способен изменить устоявшиеся представления о памяти и подходах к ее изучению.
Исследование было проведено учеными из Школы психологии Ноттингемского университета и Отдела когнитивных и мозговых наук Кембриджского университета. Объединив экспериментальные задания с данными функциональной МРТ, команда не обнаружила измеримых различий в мозговой активности при успешном извлечении эпизодических и семантических воспоминаний. Результаты опубликованы в журнале «Nature Human Behaviour».
Долгое время считалось, что эпизодическая и семантическая память – это две разные системы. Эпизодическая память позволяет нам вспоминать конкретные события прошлого, произошедшие в определенном месте и в определенное время. Этот вид памяти часто описывают как «мысленное путешествие во времени», дающее возможность заново пережить моменты своей жизни. Семантическая память, напротив, отвечает за факты и общие знания о мире. Такие воспоминания не привязаны к моменту и месту их получения.
Чтобы напрямую сравнить работу этих двух типов памяти, исследователи разработали тщательно согласованные задания. Сорок участников должны были запомнить пары «логотип – название бренда». Некоторые пары отражали реальные знания и составляли семантическую задачу, в то время как другие были выучены на предварительном этапе исследования и служили для проверки эпизодической памяти. Во время выполнения заданий мозг участников сканировали с помощью фМРТ – неинвазивной методики, которая отслеживает изменения в кровотоке и позволяет увидеть, какие участки мозга активны в данный момент.
Ведущий автор исследования, доктор Рони Тибон, отметила, что результаты бросили вызов давним научным представлениям. «Мы были очень удивлены, – признается она, – поскольку многолетняя исследовательская традиция предполагала, что при извлечении эпизодических и семантических воспоминаний должны наблюдаться различия в мозговой активности. Но когда мы использовали нейровизуализацию, мы обнаружили, что такого разделения не существует и что области мозга, вовлеченные в оба процесса, в значительной степени пересекаются».
Эти выводы могут предложить новый взгляд на заболевания, связанные с памятью. «Понимание того, что весь мозг участвует в работе с разными типами памяти, может помочь в разработке комплексных методов лечения таких болезней, как деменция и болезнь Альцгеймера», – добавила доктор Тибон. На протяжении многих лет эпизодическую и семантическую память рассматривали как отдельные системы, что приводило к их независимому изучению и малому количеству комплексных исследований.
Доктор Тибон считает, что новые данные могут изменить этот подход. «Основываясь на предыдущих исследованиях, мы действительно ожидали увидеть резкие различия в активности мозга, но любые обнаруженные нами отличия были очень незначительными. Я думаю, эти результаты должны изменить направление исследований в этой области и, надеюсь, откроют новый интерес к изучению обеих сторон памяти и тому, как они работают вместе», – заключила она.