Римские солдаты Виндоланды страдали от кишечных паразитов



Исследователи, изучая древние канализационные стоки на территории римского форта Виндоланда, расположенного близ Вала Адриана, обнаружили свидетельства инфицирования местных жителей тремя видами кишечных паразитов: аскаридами, власоглавами и Giardia duodenalis.

Эти три паразита распространяются в условиях плохой санитарии, как правило, через загрязненную человеческими фекалиями пищу, воду или руки. Аскариды могут достигать 20–30 см в длину, а власоглавы — около 5 см. Giardia duodenalis — это микроскопический одноклеточный паразит, известный вспышками тяжелой диареи. Данное открытие стало первым подтвержденным свидетельством присутствия Giardia duodenalis в Римской Британии.

Форт Виндоланда находился недалеко от Вала Адриана на севере Англии. Эта стена была построена римлянами в начале II века нашей эры для защиты провинции «Британия» от северных племен и использовалась до конца IV века. Сам форт расположен между Карлайлом и Корбриджем, на территории современного Нортамберленда в Великобритании.

Вал Адриана простирался с востока на запад от Северного до Ирландского моря, включая ряд фортов и башен, расположенных через регулярные промежутки. Его защищали пехотинцы, лучники и кавалеристы, собранные со всей Римской империи.

Виндоланда хорошо известна археологам исключительной сохранностью органических материалов благодаря водонасыщенной почве. Среди находок — более тысячи тонких деревянных табличек для письма, дающих редкое представление о повседневной жизни в форте, а также более 5000 римских кожаных ботинок.

Анализ паразитов проводился на образцах осадка, взятых из канализационного стока, соединенного с блоком латрин банного комплекса, датируемого III веком нашей эры. Исследование было выполнено совместно учеными из Кембриджского и Оксфордского университетов и опубликовано в журнале Parasitology.

Исследователи собрали 50 проб осадка из стока длиной около девяти метров, который отводил отходы из общей уборной в ручей к северу от форта. Вместе с осадком археологи обнаружили артефакты: римские бусы, фрагменты керамики и кости животных.

Образцы были разделены между лабораториями Кембриджа и Оксфорда, где ученые исследовали их под микроскопами на наличие древних яиц гельминтов — паразитических червей, инфицирующих людей и животных.

Примерно 28% образцов содержали яйца аскарид или власоглавов. В одной пробе были обнаружены следы обоих паразитов. Этот же образец был дополнительно протестирован биомолекулярным методом ELISA — техникой, при которой антитела связываются с белками, продуцируемыми одноклеточными организмами. Этот анализ показал присутствие Giardia duodenalis.

Исследовательская группа также изучила образец, связанный с более ранним фортом I века нашей эры. Этот форт был построен около 85 года нашей эры и заброшен к 91/92 годам. Осадок был взят из оборонительного рва и также содержал яйца аскарид и власоглавов.

«Три типа паразитов, которые мы обнаружили, могли привести к недоеданию и вызывать диарею у некоторых римских солдат», — отметила доктор Марисса Леджер, руководившая кембриджской частью исследования в рамках своей докторской диссертации на факультете археологии Кембриджского университета.

«Хотя римляне знали о кишечных червях, их врачи мало что могли сделать для лечения этих инфекций или для помощи тем, кто страдал от диареи, что означало, что симптомы могли сохраняться и ухудшаться. Эти хронические инфекции, вероятно, ослабляли солдат, снижая их боеспособность. Только гельминты могут вызывать тошноту, спазмы и диарею».

Старший автор исследования, доктор Пирс Митчелл, аффилированный научный сотрудник Института археологических исследований Макдональда в Кембридже, объяснил, что вспышки лямблиоза могли быть особенно опасными. «Некоторые солдаты могли серьезно заболевать от обезвоживания во время летних вспышек лямблиоза, которые часто связаны с загрязненной водой и могут инфицировать десятки людей одновременно. Нелеченый лямблиоз может длиться неделями, вызывая сильную усталость и потерю веса».

Митчелл добавил: «Присутствие обнаруженных нами фекально-оральных паразитов предполагает, что условия были благоприятны для других кишечных патогенов, таких как сальмонелла и шигелла, что могло спровоцировать дополнительные вспышки заболеваний».

По словам исследователей, преобладание фекально-оральных паразитов в Виндоланде согласуется с данными других римских военных объектов, включая Карнунт в Австрии, Валкенбург-на-Рейне в Нидерландах и Бирсден в Шотландии. В отличие от них, крупные городские центры, такие как Лондон и Йорк, демонстрируют более широкий спектр паразитов, включая рыбных и мясных ленточных червей.

«Несмотря на то, что в Виндоланде были общие латрины и канализационная система, это все равно не защитило солдат от заражения этими паразитами друг от друга», — сказал доктор Патрик Фламмер, который анализировал образцы в Оксфордском университете.

«Изучение древних паразитов помогает узнать, какие патогены инфицировали наших предков, как они варьировались в зависимости от образа жизни и как менялись со временем», — подчеркнул профессор Эдриан Смит, возглавлявший Оксфордскую лабораторию, участвовавшую в исследовании.

Доктор Эндрю Бирли, исполнительный директор благотворительного фонда Vindolanda Charitable Trust и руководитель текущих раскопок на этом объекте, отметил, что полученные данные дополняют общую картину жизни на северных границах Римской империи. «Раскопки в Виндоланде продолжают открывать новые свидетельства, которые помогают нам понять невероятные трудности, с которыми сталкивались те, кто служил на этом северо-западном рубеже Римской империи почти 2000 лет назад, меняя наши предубеждения о том, какой на самом деле была жизнь в римском пограничном форте и поселении».

Известный поэт У. Х. Оден однажды писал о несчастном римском солдате, охраняющем холодную, промокшую под дождем стену в Северной Европе, упоминая «вшей в моей тунике и простуду в носу». Основываясь на новых данных, к этому списку легко можно добавить хронические проблемы с желудком.