
Необычное открытие сделано Ко Мочизуки из Токийского университета: растение Vincetoxicum nakaianum, новый вид ластовневых, эндемичный для Японии, мимикрирует запах муравьев, подвергшихся нападению пауков. Этот аромат привлекает мух, которые питаются такими насекомыми, и в процессе опыляют цветы. Это первый зарегистрированный случай, когда растение имитирует запах муравьев, что значительно расширяет наше понимание разнообразия цветочной мимикрии. Результаты исследования были опубликованы в журнале Current Biology.
Как свежеиспеченный хлеб манит покупателей в булочную, так и траволазки – маленькие мухи – находят свой «хлеб насущный» в запахе раненых муравьев. Перелетая с цветка на цветок в поисках уже пострадавшей добычи, они оказывают растениям неоценимую услугу – опыляют их. Учитывая повсеместное распространение муравьев и независимую эволюцию мимикрии муравьев у многих беспозвоночных, логично предположить, что растения также могли развить подобные стратегии. Однако до сих пор такие случаи не были задокументированы.
Открытие произошло во многом случайно. «Я работал над другим исследовательским проектом, – рассказывает Ко Мочизуки, – и изначально собирал этот вид только как «образец» для сравнения. По стечению обстоятельств я заметил, что хлоропидные мухи собираются вокруг его цветов в питомнике ботанического сада Коисикава, и сразу понял, что цветы могут имитировать мертвых насекомых».
Это озарение стало результатом череды, казалось бы, несвязанных между собой событий. Участие Мочизуки в интенсивном учебном курсе в 2019 году помогло ему определить виды мух, роящихся вокруг цветка. Он также был знаком с предыдущими исследованиями, описывающими растения, опыляемые хлоропидными мухами, которые выделяют запахи, напоминающие насекомых.
Следуя своей интуиции, Мочизуки приступил к систематическим наблюдениям за посетителями этих цветов и сравнению запахов, выделяемых цветами, с запахами различных видов насекомых. Он обнаружил, что запах муравьев, подвергшихся нападению пауков, был наиболее близок. Однако его гипотеза мимикрии муравьев изначально стояла на шатких ногах: не было никаких официальных публикаций о том, что хлоропидные мухи или другие подобные виды мух охотятся на муравьев, травмированных другими животными, например пауками. Тогда Мочизуки обратился к социальным сетям в поисках нетрадиционных доказательств. Там он нашел множество любителей-натуралистов, документировавших то, что он подозревал: муравьев, атакованных пауками, которые затем привлекали клептопаразитических мух – организмов, ворующих пищу у других. Это придало ему уверенности в поведенческом тестировании гипотезы и подтверждении того, действительно ли хлоропидные мухи сильнее привлекаются запахом муравьев, атакованных пауками, чем другими запахами.
«Тот момент, когда я увидел мух на цветах, был поистине вдохновляющим, – вспоминает Мочизуки, – гипотеза вдруг обрела форму. Этот опыт научил меня, что неожиданные открытия часто возникают из сочетания подготовки и случая».
Говоря о подготовке… Мочизуки уже готовится к следующему проекту. «Я хотел бы исследовать эволюционный фон мимикрии муравьев, сравнивая системы опыления, эволюционную историю и генетический состав Vincetoxicum nakaianum и его близких родственников. Кроме того, поскольку это исследование предполагает, что многие формы цветочной мимикрии могут оставаться скрытыми, я планирую изучить другие виды, как в роде Vincetoxicum, так и в несвязанных группах растений, чтобы выявить дальнейшие примеры потенциальной мимикрии».