МРНК-вакцины против COVID-19 значительно повышают выживаемость при раке



Пациенты с распространённым раком лёгких или кожи, получившие мРНК-вакцину против COVID-19 в течение 100 дней после начала иммунотерапии, жили значительно дольше тех, кто не был вакцинирован. Новое исследование указывает на то, что это открытие может положить начало новой эре в лечении онкологических заболеваний, основанной на технологии мРНК.

Учёные из Университета Флориды и Онкологического центра MD Anderson Техасского университета сделали это открытие, изучая потенциал мРНК-терапии для активации иммунной системы против рака. Их результаты основываются на более чем десятилетней работе по исследованию того, как матричная РНК может быть использована для «пробуждения» естественных защитных сил организма. Эти выводы также приближают к созданию универсальной противораковой вакцины, способной усиливать действие существующих иммунотерапевтических препаратов.

Данные для наблюдения были получены путём анализа более 1000 историй болезни пациентов из MD Anderson. Хотя результаты пока предварительны, исследователи уже разрабатывают рандомизированное клиническое испытание для их подтверждения.

Элиас Саюр, доктор медицинских наук, детский онколог UF Health и профессор по исследованию детской онкологии Stop Children’s Cancer/Bonnie R. Freeman, называет последствия этого открытия «чрезвычайными», отмечая, что оно может полностью изменить онкологическую помощь. Он предполагает возможность разработки ещё более эффективной неспецифической вакцины для мобилизации и перезапуска иммунного ответа, которая могла бы стать универсальной, готовой к использованию противораковой вакциной для всех онкопациентов.

Джефф Коллер, доктор философии, эксперт по мРНК и профессор Университета Джона Хопкинса, подчеркнул, что это открытие демонстрирует ещё одно преимущество федеральной инициативы Operation Warp Speed, ускорившей разработку вакцин против COVID-19. Коллер заявил, что результаты этого исследования показывают истинную мощь мРНК-препаратов и их революционное влияние на лечение рака.

Исследование, опубликованное 22 октября в журнале Nature, продолжает восьмилетнюю работу Саюра по комбинированию липидных наночастиц с технологией мРНК. Матричная РНК, или мРНК, присутствует во всех клетках и несёт инструкции для синтеза белков.

Ранее в июле лаборатория Саюра сообщила об удивительном открытии: для сильной иммунной атаки на опухоли не обязательно было нацеливаться на специфический белок внутри раковой клетки. Простое стимулирование иммунной системы, аналогично тому, как она реагирует на вирус, могло быть достаточным для достижения противоопухолевого эффекта.

В лабораторных экспериментах команда Саюра объединила свою экспериментальную «неспецифическую» мРНК-вакцину с классом противораковых препаратов, известных как ингибиторы контрольных точек иммунитета. Вместе эта комбинация вызвала мощный иммунный ответ у мышей. Сама экспериментальная вакцина не была направлена на спайковый белок COVID-19 или любую другую специфическую молекулу – она использовала ту же базовую технологию, что и вакцины против COVID-19, но действовала более широко.

Это открытие, над которым работали многие годы, подтолкнуло бывшего сотрудника лаборатории и первого автора Адама Гриппина, доктора медицинских наук, который проходил обучение в Центре лечения опухолей головного мозга Престона А. Уэллса Университета Флориды, а теперь работает в MD Anderson, задаться вопросом: сможет ли мРНК-вакцина против COVID-19 действовать как неспецифическая вакцина?

Для выяснения этого вопроса исследовательская группа проанализировала существующие данные пациентов с немелкоклеточным раком лёгких 3 и 4 стадий, а также с метастатической меланомой, проходивших лечение в MD Anderson с 2019 по 2023 год.

Выяснилось, что получение мРНК-вакцины против COVID-19 в течение 100 дней после начала иммунотерапии значительно увеличивало продолжительность жизни. Наиболее заметная разница, по словам Саюра, наблюдалась у пациентов, чья иммунная система, исходя из молекулярного состава опухолей и других факторов, не ожидалась давать сильный ответ. Как и любое наблюдательное исследование, эти выводы требуют подтверждения в проспективном и рандомизированном клиническом испытании. Тем не менее, это открытие имеет решающее значение.

Дуэйн Митчелл, доктор медицинских наук, научный руководитель Гриппина и директор Института клинических и трансляционных наук Университета Флориды, подчеркнул, что, хотя причинно-следственная связь ещё не доказана, подобная терапевтическая польза является целью, к которой стремились, но редко достигали. Он отметил, что важность подтверждающей работы невозможно переоценить.

При раке лёгких и кожи врачи обычно используют препараты, разработанные для «снятия тормозов» с иммунной системы, чтобы она более эффективно распознавала и атаковала раковые клетки. Однако на поздних стадиях заболевания большинство пациентов плохо реагируют на лечение, часто исчерпав другие варианты, такие как лучевая терапия, хирургия и химиотерапия.

Новое исследование включало данные 180 пациентов с распространённым раком лёгких, которые получили вакцину против COVID-19 в течение 100 дней до или после начала иммунотерапии, и 704 пациентов, получавших те же препараты, но не вакцинированных. Вакцинация была связана с почти удвоением медианной выживаемости – с 20,6 до 37,3 месяца.

Среди пациентов с метастатической меланомой 43 человека получили вакцину в течение 100 дней после начала иммунотерапии, тогда как 167 пациентов вакцину не получали. С вакциной медианная выживаемость увеличилась с 26,7 месяца до диапазона 30–40 месяцев; на момент сбора данных некоторые пациенты были ещё живы, что означает, что эффект вакцины может быть ещё сильнее. Получение не мРНК-вакцин от пневмонии или гриппа не привело к изменениям в продолжительности жизни.

Для подкрепления своих наблюдений учёные Университета Флориды провели эксперименты на мышах, комбинируя иммунотерапевтические препараты с мРНК-вакциной, специально нацеленной на спайковый белок COVID-19. Результаты показали, что такое сочетание могло превратить опухоли, ранее устойчивые к лечению, в те, которые начали реагировать, эффективно останавливая рост опухоли.

Элиас Саюр объяснил, что один из механизмов действия заключается в том, что мРНК-вакцина действует как «вспышка», которая начинает перемещать все эти иммунные клетки из «плохих» областей, таких как опухоль, в «хорошие» области, например, лимфатические узлы.

Следующим шагом является запуск крупного клинического испытания через научно-исследовательскую сеть OneFlorida+, возглавляемую Университетом Флориды. Этот консорциум объединяет больницы, медицинские центры и клиники во Флориде, Алабаме, Джорджии, Арканзасе, Калифорнии и Миннесоте.

Бетси Шенкман, доктор философии, возглавляющая консорциум, отметила, что одной из ключевых мотиваций OneFlorida является перенос открытий из академической среды в реальный мир и места, где пациенты получают помощь.

В случае подтверждения, новые данные открывают многочисленные возможности, и исследователи заявили, что можно разработать ещё более эффективную неспецифическую универсальную вакцину. Для пациентов с распространёнными онкологическими заболеваниями увеличение выживаемости благодаря такой универсальной вакцине может обеспечить бесценную выгоду – больше времени.

Саюр, исследователь Института мозга Макнайта Университета Флориды, сказал, что если это сможет удвоить текущие результаты или даже увеличить их на 5–10%, это будет означать очень много для таких пациентов, особенно если это можно будет применить к различным видам рака у разных пациентов.

Исследование финансировалось Национальным институтом рака и несколькими фондами. Саюр, Гриппин и Митчелл имеют патенты, связанные с разработанными в Университете Флориды мРНК-вакцинами, которые лицензированы компанией iOncologi Inc., биотехнологической компанией, возникшей как «спин-офф» Университета Флориды, в которой Митчелл имеет заинтересованность.