
Новое археологическое исследование переворачивает наши представления о том, когда домашние собаки обрели современное разнообразие форм и размеров. Вопреки распространенному мнению, это произошло не в викторианскую эпоху, а как минимум 11 000 лет назад, вскоре после их одомашнивания от волков.
Долгое время считалось, что огромное разнообразие пород – результат селекционной работы последних столетий. Однако исследование, опубликованное в журнале «Science», доказывает, что физические различия между собаками стали проявляться тысячелетиями назад. Уже в эпохи мезолита и неолита, задолго до появления современных пород, их черепа и размеры тела значительно варьировались. Это говорит о том, что собаки быстро адаптировались к различным ролям в человеческих обществах – от охоты и охраны до пастушества и компаньонства.
Международная команда ученых под руководством специалистов из Эксетерского университета и французского Национального центра научных исследований (CNRS) провела самый масштабный анализ собачьих черепов в истории. Используя метод геометрической морфометрии, они создали и изучили детальные 3D–модели 643 черепов, охватывающих период в 50 000 лет. В массиве данных были останки как древних, так и современных собак, включая волков, что позволило с высокой точностью отследить эволюционные изменения. «Разнообразие среди собак – это не просто продукт викторианских заводчиков, а наследие тысячелетий совместной эволюции с человеческими обществами», – подчеркивает доктор Карли Амин из Эксетерского университета.
Анализ показал, что первые явные признаки одомашнивания в строении черепа можно отнести к периоду около 11 000 лет назад – именно таков возраст древнейшей подтвержденной домашней собаки, найденной на стоянке Веретье в России. После этого момента разнообразие начало стремительно расти. По словам соавтора исследования, доктора Аллоуэн Эвин, уменьшение размера черепа собак по сравнению с волками заметно уже 9700–8700 лет назад, а примерно с 8200 лет назад начинает проявляться и вариативность их формы. Хотя экстремальные морфологии, вроде короткой морды бульдога или вытянутой у борзой, появились позже, уже в неолите разнообразие форм было вдвое больше, чем у их плейстоценовых предков, и составляло половину от всего современного диапазона.
При этом самые ранние этапы одомашнивания все еще остаются загадкой для науки. Ни один из изученных образцов позднего плейстоцена, ранее считавшихся «протособаками», не показал черт, характерных для домашних животных. «Первые собаки все еще ускользают от нас, – говорит профессор Грегер Ларсон из Оксфордского университета. – Но теперь мы можем с уверенностью сказать, что, как только они появились, они начали быстро диверсифицироваться под влиянием как естественной среды, так и тесной жизни с человеком».