Сорбит, популярный заменитель сахара, может быть не так безвреден, как считалось



Многие заменители сахара, такие как аспартам, сукралоза и сахарные спирты, часто позиционируются как более здоровые альтернативы рафинированному сахару (глюкозе). Широкое распространение этих подсластителей обусловлено стремлением людей снизить риски для здоровья, связанные с употреблением обычного сахара.

Однако новые научные данные ставят под сомнение эту убежденность. Недавние результаты исследования показывают, что сахарный спирт сорбит, возможно, не столь безобиден, как это принято считать.

Эти выводы представлены в статье, опубликованной в журнале Science Signaling, и основываются на многолетних исследованиях влияния фруктозы на печень и другие органы. Работа проведена в лаборатории Гэри Патти из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Ранее профессор Патти, возглавляющий кафедру химии, генетики и медицины в WashU Medicine, продемонстрировал, что фруктоза, перерабатываемая печенью, может стимулировать рост раковых клеток. Другие исследования связывают фруктозу со стеатозом печени – состоянием, которым сегодня страдает около 30% взрослого населения мира.

Одним из наиболее неожиданных результатов нового исследования стало то, что сорбит, по словам профессора Патти, по сути, «находится в одном шаге от фруктозы». Из-за этой тесной связи сорбит способен вызывать эффекты, аналогичные тем, что провоцирует сама фруктоза.

Используя рыбок данио в качестве модельного организма, ученые показали, что сорбит, часто встречающийся в «низкокалорийных» конфетах и жевательных резинках, а также природно присутствующий в косточковых фруктах, может вырабатываться внутри организма. Ферменты в кишечнике способны генерировать сорбит, который затем транспортируется в печень и преобразуется во фруктозу.

Команда также выяснила, что печень может получать фруктозу через несколько метаболических путей. Какой именно путь будет доминировать, зависит от объема потребляемой глюкозы и сорбита, а также от состава бактерий, обитающих в кишечнике человека.

Большинство предыдущих исследований метаболизма сорбита были сосредоточены на патологических состояниях, таких как диабет, где высокий уровень сахара в крови приводит к избыточному производству сорбита. Гэри Патти пояснил, что сорбит также может естественным образом образовываться в кишечнике после еды, даже у людей без диабета.

Фермент, ответственный за производство сорбита, нелегко связывается с глюкозой. Это означает, что уровень глюкозы должен значительно возрасти, прежде чем начнется этот процесс. Именно поэтому производство сорбита долгое время связывали с диабетом. Однако эксперименты на рыбках данио показали, что уровень глюкозы в кишечнике может стать достаточно высоким после еды, чтобы активировать этот путь даже в обычных условиях.

Как отмечает Патти, сорбит «может вырабатываться в организме в значительных количествах». Однако если в кишечнике присутствуют «правильные» бактерии, это не имеет значения.

Некоторые штаммы бактерий рода Aeromonas способны расщеплять сорбит, превращая его в безвредные побочные продукты. Если эти бактерии присутствуют и эффективно функционируют, сорбит с меньшей вероятностью вызовет проблемы.

«Но если у вас нет правильных бактерий, тогда это становится проблемой, — заявил исследователь. – В таких условиях сорбит не расщепляется и в результате попадает в печень».

Как только сорбит достигает печени, он преобразуется в производное фруктозы. Это вызывает серьезные опасения относительно того, действительно ли альтернативные подсластители предлагают более безопасный вариант по сравнению с обычным сахаром, особенно для людей с диабетом и другими метаболическими нарушениями, которые часто полагаются на продукты с маркировкой «без сахара».

При низких уровнях, например, при употреблении целых фруктов, кишечные бактерии обычно эффективно справляются с сорбитом. Проблемы начинаются, когда количество сорбита превышает возможности этих микроорганизмов.

Такая перегрузка может произойти при потреблении большого количества глюкозы, что приводит к усиленному производству сорбита из глюкозы, или когда сама диета содержит высокие уровни сорбита. Даже люди с полезными бактериями могут столкнуться с проблемами, если их потребление глюкозы и сорбита станет слишком высоким, поскольку микробы могут быть перегружены.

Избежать как сахара, так и его заменителей становится все труднее, поскольку многие обработанные продукты содержат несколько видов подсластителей одновременно. Сам профессор Патти был удивлен, обнаружив значительное количество сорбита в своем любимом протеиновом батончике.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы точно понять, как кишечные бактерии очищают организм от сорбита. Однако уже становится ясно, что давнее предположение о том, что сахарные спирты, также известные как полиолы, просто выводятся из организма без вреда, может быть неверным.

По словам Гэри Патти, «мы абсолютно точно видим, что сорбит, введенный животным, оказывается в тканях по всему телу».

Общий вывод из исследования заключается в том, что замена сахара не так проста, как кажется. Как выразился Патти, «бесплатного обеда не бывает», когда речь идет об альтернативах сахару, и многие метаболические пути в конечном итоге могут привести к дисфункции печени.