
Международные эксперты бьют тревогу: ультрапереработанные продукты (УПП) стремительно захватывают мировой продовольственный рынок, серьезно меняя рацион питания людей и провоцируя всплеск хронических заболеваний. В новой серии из трех статей, опубликованной в авторитетном медицинском журнале «Ланцет», сорок три специалиста со всего мира детально описывают, как УПП вытесняют свежие и минимально обработанные блюда, приводя к снижению качества питания и значительному росту рисков для здоровья.
Хотя дальнейшие исследования УПП безусловно ценны, текущая научная база уже достаточно прочна для незамедлительных действий в сфере общественного здравоохранения. Ожидание новых данных лишь позволит этим продуктам еще глубже укорениться в глобальных диетах. По мнению профессора Карлоса Монтейро из Университета Сан-Паулу, рост потребления ультрапереработанных продуктов обусловлен мощными мировыми корпорациями, которые ставят прибыль выше здоровья, активно продвигая свою продукцию через маркетинг и лоббирование, чтобы препятствовать эффективным мерам по защите потребителей.
Что же такое ультрапереработанные продукты? Это промышленные брендовые товары, произведенные из дешевых ингредиентов, таких как гидрогенизированные масла, изоляты белков или глюкозно-фруктозный сироп, а также различных косметических добавок – красителей, искусственных подсластителей, эмульгаторов. Эти продукты целенаправленно разрабатываются и рекламируются так, чтобы заменить свежие продукты и традиционные блюда, при этом максимизируя прибыль производителей.
Первая статья серии «Ланцета» систематизирует научные данные, собранные с 2009 года, когда профессор Монтейро и его коллеги разработали систему классификации Nova. Исследования последовательно подтверждают, что УПП выдавливают традиционные пищевые модели, ухудшают общее качество рациона и способствуют повышению рисков развития множества хронических заболеваний. Национальные опросы показывают существенный рост потребления УПП: например, в Испании и Китае доля пищевой энергии от этих продуктов утроилась за последние три десятилетия, а в США и Великобритании этот показатель превышает 50% на протяжении последних двадцати лет.
Диеты с высоким содержанием УПП ассоциируются с перееданием, плохим балансом питательных веществ (избыток сахара и вредных жиров, недостаток клетчатки и белка) и повышенным воздействием потенциально опасных добавок. Систематический обзор 104 долгосрочных исследований выявил, что 92 из них показали повышенные риски как минимум для одного хронического заболевания. Мета-анализы установили значимые связи с двенадцатью состояниями здоровья, включая ожирение, диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания, депрессию и преждевременную смерть. Профессор Матильда Тувье из Французского национального института здравоохранения и медицинских исследований (Inserm) подчеркивает, что, хотя дискуссии в научном сообществе приветствуются, их следует отличать от попыток заинтересованных сторон подорвать имеющиеся доказательства.
Для борьбы с этим вызовом необходимы смелые и скоординированные политические действия со стороны правительств. Вторая статья серии описывает варианты политики, направленные на ограничение производства, маркетинга и потребления УПП, а также на привлечение крупных компаний к ответственности за продвижение нездоровых диет. Эти рекомендации призваны усилить существующее законодательство, регулирующее продукты с высоким содержанием жиров, соли и сахара.
Эксперты призывают включать маркеры УПП (такие как красители, ароматизаторы и подсластители) в маркировку на лицевой стороне упаковки, наряду с указанием избыточного содержания насыщенных жиров, сахара и соли. Это поможет предотвратить «нездоровые» замены ингредиентов и обеспечит более эффективное регулирование. Также предлагается ужесточить ограничения на маркетинг, особенно для целевой рекламы, направленной на детей, цифровой рекламы и брендового продвижения. Среди других мер – запрет УПП в общественных местах (школах, больницах) и ограничение полочного пространства для этих продуктов в супермаркетах. Примером успешной реформы является национальная школьная программа питания в Бразилии, где к 2026 году 90% школьного питания будет состоять из свежих или минимально обработанных продуктов.
Наряду с регулированием, критически важно расширить доступ к свежим продуктам. Налогообложение отдельных УПП могло бы помочь субсидировать более здоровые варианты, особенно для домохозяйств с низким доходом. Профессор Мэрион Нестле из Нью-Йоркского университета отмечает, что улучшение рациона питания во всем мире требует политики, адаптированной к уникальной ситуации каждой страны и степени укоренения УПП в повседневных привычках. Ассоциированный профессор Дьёрдь Скринис из Мельбурнского университета добавляет, что политика должна гарантировать доступность и ценовую доступность свежих и минимально обработанных продуктов не только для тех, у кого есть время готовить, но и для занятых семей и отдельных лиц, которые полагаются на удобные варианты.
Третья статья серии демонстрирует, что резкий рост потребления УПП обусловлен прежде всего глобальными пищевыми корпорациями, а не только индивидуальным выбором. Эти компании используют дешевые ингредиенты, крупномасштабные методы производства и крайне убедительный маркетинг для стимулирования повсеместного потребления. С годовым объемом продаж в 1,9 триллиона долларов УПП представляют собой самый прибыльный сегмент пищевой промышленности. Производители этих продуктов обеспечили более половины из 2,9 триллиона долларов выплат акционерам публичных пищевых компаний с 1962 года, что подпитывает их экспансию, маркетинговую мощь и политическое влияние.
Компании, производящие УПП, активно применяют сложные политические стратегии для защиты своих интересов. Они блокируют регулирование, влияют на научные дебаты, формируют общественное мнение, поддерживают сотни групп интересов, занимаются лоббизмом, делают пожертвования в политические кампании и активно участвуют в судебных процессах, чтобы отсрочить принятие мер. Профессор Симон Баркера из Национального института общественного здравоохранения Мексики подчеркивает, что за глобальным ростом ультрапереработанных продуктов стоят мощные корпорации – а не индивидуальный выбор.
Эксперты призывают к глобальному движению в сфере общественного здравоохранения. Оно должно защитить процесс принятия решений от вмешательства промышленности, разорвать связи между индустрией и организациями здравоохранения, а также укрепить сети, выступающие за сокращение потребления УПП. Профессор Карен Хоффман из Университета Витватерсранда в Южной Африке сравнивает текущую ситуацию с борьбой против табачной индустрии десятилетия назад и призывает к смелым, скоординированным глобальным действиям.
Трансформация продовольственных систем требует нового видения, которое возвышает местных производителей продуктов питания, сохраняет культурные пищевые традиции, способствует гендерному равенству и гарантирует, что экономические выгоды поступают в сообщества, а не к далеким акционерам. Доктор Филип Бейкер заключает: сейчас люди живут в мире, где пищевые варианты все больше диктуются УПП, что способствует росту глобального ожирения, диабета и проблем с психическим здоровьем. Однако существует иной путь – путь, где правительства эффективно регулируют, сообщества мобилизуются, а здоровое питание становится доступным для всех. Серия статей «Ланцета» об ультрапереработанных продуктах и здоровье человека была поддержана финансированием Bloomberg Philanthropies.