Открыты две обособленные субпопуляции косаток-транзиентов у Западного побережья



Недавние научные открытия указывают, что косатки-транзиенты, обитающие вдоль Западного побережья от Британской Колумбии до Калифорнии, на самом деле представляют собой две отдельные субпопуляции: прибрежные (inner coast) и океанические (outer coast) транзиенты.

Исследование, опубликованное в журнале PLOS One, опиралось на данные, собранные за 16 лет, и более 2200 задокументированных встреч с этими плотоядными косатками. Оно позволило пересмотреть давние представления об этих млекопитающих и выявило четкое экологическое разделение.

«Я размышлял над этой возможностью 15 лет, – отмечает ведущий автор исследования Джош Макиннес, проводивший работу в рамках магистерской программы в Институте океанов и рыболовства (IOF) Университета Британской Колумбии. – Теперь наши результаты показывают, что транзиентные косатки Западного побережья – это две отчетливые группы, разделенные по линии восток-запад. Они питаются разной пищей, охотятся в разных районах и крайне редко проводят время друг с другом».

Косатки, обитающие у Западного побережья, традиционно классифицируются как принадлежащие к трем известным экотипам: транзиентные, резидентные и офшорные особи. Также предлагается выделение четвертой потенциальной группы, так называемой «океанической» популяции. Транзиентные косатки встречаются в шести регионах мира, и популяция Западного побережья изучена наиболее подробно, обладая уникальными генетическими признаками.

Ранее предполагалось, что это сообщество Западного побережья может быть разделено по границе север – юг. Однако новые данные показывают, что различия более тесно связаны с внутренней и внешней прибрежными средами обитания китов.

«Прибрежные косатки подобны городским жителям, – объясняет соавтор исследования доктор Эндрю Трайтес, профессор IOF и директор подразделения по исследованию морских млекопитающих. – Они мастерски ориентируются в оживленных, напоминающих лабиринты проливах, бухтах и защищенных внутренних водах. В то же время океанические косатки больше похожи на обитателей дикой природы, процветающих в глубоких каньонах и на пересеченной подводной местности вдоль края континентального шельфа».

Чтобы исследовать эти особенности, команда ученых проанализировала социальные взаимодействия косаток, используя метод фотоидентификации на основе снимков, собранных с 2005 по 2021 год. Изображения, полученные в ходе научных экспедиций и из публичных наблюдений, позволили исследователям сопоставлять отдельных особей и определять, какие киты регулярно встречались вместе. «Мы, по сути, нарисовали «карты дружбы», чтобы увидеть, какие киты проводили время вместе, а затем проверили, где они были замечены, чтобы понять, обитают ли они в определенных «районах»», – отметил доктор Трайтес.

Команда установила, что прибрежные транзиенты, численность которых оценивается примерно в 350 особей, обычно держатся на расстоянии около шести километров от берега в относительно мелководных районах, таких как море Салиш. Их рацион в основном состоит из более мелких морских млекопитающих, включая обыкновенных тюленей и морских свиней, и они, как правило, перемещаются и охотятся группами примерно по пять особей.

Океанические транзиенты, насчитывающие около 210 особей, чаще всего встречались в пределах 20 километров от кромки континентального шельфа, особенно вблизи подводных каньонов. Эти косатки удаляются от берега на расстояние до 120 километров и преодолевают значительные расстояния. Их добыча включает более крупные виды, такие как калифорнийские морские львы, северные морские слоны, детеныши серых китов и тихоокеанские белобокие дельфины, и охотятся они, как правило, группами в среднем по девять особей.

Явные различия между двумя группами могут быть следствием обитания в разных морских средах или могут быть связаны с человеческой деятельностью в этих регионах, включая сокращение численности или вылов ключевых видов добычи.

Несмотря на то что обе группы используют обширный ареал, простирающийся от юго-восточной Аляски до южной Калифорнии, они редко взаимодействуют. Менее чем в одном проценте случаев наблюдались обе группы одновременно. «Я видел, как океанические транзиенты вели себя странно в присутствии прибрежных особей, – рассказал Макиннес, соучредитель Oceanic Research Alliance. – Одно из наблюдений зафиксировало, как группа одиноких самцов океанических косаток била друг друга спинными плавниками и атаковала самок прибрежных косаток».

В связи с особой сложностью исследований в открытом океане, ученые отмечают, что в отдаленных регионах, которые еще не были тщательно изучены, могут существовать и другие субпопуляции.

Авторы подчеркивают, что их выводы указывают на то, как эти транзиентные косатки перемещаются через юрисдикционные границы и как при планировании природоохранных мероприятий необходимо учитывать их различный образ жизни. «Эти два сообщества транзиентных косаток обитают в очень разных мирах и ведут совершенно разный образ жизни, – заявил доктор Трайтес. – Для их защиты потребуется не универсальный подход, а индивидуальный план, который будет отражать их уникальные потребности и конкретные угрозы, с которыми они сталкиваются».