
Совместное захоронение молодой женщины и двух маленьких детей, на первый взгляд, могло рассказать простую и трагическую историю о матери и ее потомстве. Однако недавний ДНК-анализ останков из могильника каменного века на шведском острове Готланд показал, что реальность была куда сложнее. Дети действительно были близкими родственниками друг другу, но похороненная с ними женщина не являлась их матерью.
Это и другие открытия были сделаны исследователями из Уппсальского университета, которые изучили четыре общие могилы сообщества охотников-собирателей, жившего около 5500 лет назад. Результаты генетического анализа свидетельствуют о том, что эти люди хорошо разбирались в своих семейных связях, а дальние родственники играли значимую роль в их обществе. Археологический памятник Айвиде на Готланде – одно из самых важных мест каменного века в Скандинавии, известное хорошо сохранившимися могилами и обилием артефактов. В то время как земледелие уже распространилось по большей части Европы, местные группы продолжали вести традиционный образ жизни, промышляя охотой на тюленей и рыболовством.
Исследователи сосредоточились на четырех из 85 известных могил, в каждой из которых было похоронено более одного человека. «Удивительно, но анализ показал, что многие из похороненных вместе были родственниками второй или третьей степени, а не первой – то есть не родителями и детьми или братьями и сестрами, как часто предполагается, – говорит археогенетик Хелена Мальмстрём. – Это говорит о том, что люди хорошо знали свои родословные, и отношения за пределами нуклеарной семьи играли важную роль».
В одном из изученных захоронений останки 20-летней женщины лежали на спине, а по бокам от нее покоились четырехлетний и полуторагодовалый дети. ДНК-тест показал, что мальчик и девочка были родными братом и сестрой. Однако женщина не была их матерью – скорее всего, она приходилась им тетей по отцовской линии или, возможно, сводной сестрой. В другой могиле была похоронена маленькая девочка вместе со взрослым мужчиной, который, как показал анализ, был ее отцом. Третье захоронение содержало останки двух детей, мальчика и девочки, которые были родственниками третьей степени, вероятно – двоюродными братом и сестрой.
Поскольку хорошо сохранившиеся захоронения охотников-собирателей встречаются редко, масштабные исследования родственных связей в таких сообществах являются большой удачей для ученых. «Анализы дают представление о социальной организации в каменном веке», – отмечает профессор археологии Пол Валлин. Ученые определяли биологический пол и степень родства, извлекая ДНК из зубов и костей. Степень родства устанавливали по количеству общей ДНК: у родственников первой степени совпадает половина генома, второй – четверть, а третьей – одна восьмая. Этот проект стал первым пилотным исследованием, посвященным изучению семейных связей у скандинавских охотников-собирателей неолита с помощью археогенетики. В планах ученых – расширить работу, изучив еще более 70 останков из этого могильника.